Высоцкий Владимир Семенович

(1938 — 1980)

Фронтовики, слушая песни Высоцкого, были уверены, что он тоже прошел войну, сам видел и прочувствовал то, о чем пел. Уголовники всех мастей и местоположений были уверены, что этот певец, конечно же, «отсидел и вышел», побывал, повидал, прикоснулся сам к тому, о чем пел. Работяги из коммунальных квартир не сомневались, что и он пожил так же беспросветно и безденежно, сидя после трудового дня у телевизора со своими «Зинами». О людях выпивающих и говорить нечего — многие доказывали, что вот именно здесь, у этого винного киоска, видели певца, а об этой скамейке и той вон очереди за спиртным он рассказывает как очевидец. Ну и, конечно, все телефонистки и стюардессы страны ощущали себя не только «королевами» и «принцессами», но и доверенными хранительницами и летописцами любовных тайн, страстей и крушений пылкого и такого понятного барда. Он был для всех. Своим и понятным, очень досягаемым и в то же время загадочным и непостижимым, как волшебник из страны Оз (как у него это получается, откуда столько душевных сил и умений понимать и дотрагиваться до самых болевых точек общества!). Секрет на самом деле был прост — пропускать через свои нервы и душу все происходящее вокруг, все радости и беды страны, в которой родился и живешь, и ее народа, самого родного певцу народа в мире («Я б не хотел такой веселой доли — уметь не видеть, сердце отключать...»). Такие властители народных дум и чувств бывали во все века и во всех странах. Наш появился и творил в самое гиблое и лживое время («...правда колола глаза — и намаялись с ней...») в жизни страны, которое разъело здание государства до последнего винтика, и рухнувшая страна погребла под собой и население, и его веру, и надежду, и основы любви. Сам Владимир Высоцкий не дожил до этого краха совсем немного, пырнув своей смертью и своими народными похоронами ненавистную власть в дни такой важной для власти Олимпиады в 1980 году, но это и не важно — он чувствовал неизбежность этого краха каждым своим нервом, переживал за его последствия и рассказывал нам об этом каждый день, из любого магнитофона, из всех возможных записей песен, фильмов, спектаклей, концертов, перепевок и подражаний.

А родился Владимир Высоцкий в Москве в семье, где старшее поколение было с историей: одни деды и бабушки приехали в столицу из подмосковных деревень и недалеких русских городов, а другие успели попутешествовать от границ России до ее сердца, воспитали в результате образованное и талантливое потомство, которое и работать, и Родину защищать умело. Например, отец Высоцкого был кавалером более чем двадцати орденов и медалей, за участие в боевых действиях — почетным гражданином городов Кладно и Праги, а в послевоенные годы окончил Военную академию связи имени С.М. Буденного и имел звание гвардии полковника.

Во время войны, начиная с 1941 года, Владимир с матерью жил в эвакуации на востоке страны. Ехали вагоны с детьми до станции Воронцовка, находившейся неподалеку от города Чкалова (ныне Оренбург), пришлось, как и всем, пережить и голод, и морозы. После возвращения в Москву выяснилось, что отец ушел в другую семью, а Владимиру пора идти в школу. Несостыковки того, как «должно быть», с тем, как все получается на самом деле, закончились тем, что отец по суду забрал мальчика к себе и заниматься с ним уроками начала мачеха, а потом и жить он поедет в 1947 году в Германию с новой семьей отца, будет там ходить в музыкальную школу, носить хорошую одежду, иметь свою комнату в просторных трехкомнатных апартаментах. В Москву он вернется в 1949 году, чтобы начать жить с мачехой в ее комнате на Большом Каретном переулке и окунуться в пору юности, дружбы и творчества. Компания, с которой дружил Володя, была далека от советской идеологии, друзей интересовала не политика, а художественный мир. Их идеалами были герои Вальтера Скотта, Майна Рида. Друзья часто пробирались бесплатно на концерты в Летний театр сада «Эрмитаж», слушали Утесова, Шульженко, Эдди Рознера, Смирнова-Сокольского, Гаркави, Мирова, Новицкого, Райкина, дуэт «Миронова и Менакер», польский «Голубой джаз», перуанку Иму Сумак. Большой Каретный — не только один из московских адресов Высоцкого; это словосочетание связано со значительной вехой в жизни Владимира Семеновича, во многом определившей его творческую судьбу. В соседних квартирах жили творческие люди, к которым на Большой Каретный приходили представители и репрессированной интеллигенции, и уголовной среды, много рассказывавшие о своем лагерном прошлом, и писатели со сценаристами, и актеры с режиссерами. В круг тогдашнего общения входили в разное время Эдмонд Кеосаян, Юлиан Семенов, Олег Стриженов, Илья Глазунов, Людмила Гурченко, Андрей Тарковский, Евгений Урбанский, Аркадий Вайнер и многие другие. В числе тех, кто на Большом Каретном слушал ранние песни Высоцкого, был и Василий Шукшин. Там же Высоцкий познакомился с капитаном дальнего плавания Анатолием Гарагулей, который позже, в 1969-м, пригласил их с Мариной Влади в путешествие на теплоходе «Грузия». В начале 1960-х годов в компании появлялся и Михаил Таль, уже знавший — благодаря магнитофону — некоторые произведения Владимира Семеновича. Первые записи его песен были сделаны Левоном Кочаряном, в чьей квартире на Каретном собиралась вся «тусовка», свои первые роли в кино Высоцкий получал опять-таки благодаря ходатайствам Кочаряна, работавшего в различных фильмах вторым режиссером, а песню про Большой Каретный и «черный пистолет» Владимир тоже посвятил Левону Кочаряну. Друзья, встречи, заседания, талантливое и щедрое окружение — все кирпичики складывались в среду, которая формировала поэта и певца, актера и сценариста, одного из «русских кумиров XX века».

Потом будет в его жизни школа — студия МХАТа, которую он окончил в 1960 году, будет знаменитый Театр на Таганке с 1964 года и до конца жизни, будут бесконечные гастрольные поездки, женитьбы и сыновья, которые, впрочем, оказались менее важными на его пути, чем любовь всей жизни — французская актриса Марина Влади, с которой он познакомился в 1968 году и тоже до конца жизни. Все те же самые «несостыковки того, как должно быть, с тем, как все получается на самом деле», трепали жизнь и здоровье поэта и творца, но они же и делали его жизнь и творчество уникальными. Символом их, наверное, можно сделать строчки про «голую правду», где она «...божилась, клялась и рыдала, долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах». А в это время «грязная ложь чистокровную лошадь украла и ускакала на длинных и тонких ногах...» Вот при нем эту несправедливость можно было заметить, осудить, высмеять, поправить или просто с горьким пониманием развести руками, он давал такую возможность и надежду. Об этом будут помнить следующие поколения, даже если будут петь совсем другие песни.

Высоцкий Владимир Семенович

Фронтовики, слушая песни Высоцкого, были уверены, что он тоже прошел войну, сам видел и прочувствовал то, о чем пел. Уголовники всех мастей и местоположений были уверены, что этот певец, конечно же, «отсидел и вышел», побывал, повидал, прикоснулся сам к тому, о чем пел. Работяги из коммунальных квартир не сомневались, что и он пожил так же беспросветно и безденежно, сидя после трудового дня у телевизора со своими «Зинами». О людях выпивающих и говорить нечего — многие доказывали, что вот именно здесь, у этого винного киоска, видели певца, а об этой скамейке и той вон очереди за спиртным он рассказывает как очевидец. Ну и, конечно, все телефонистки и стюардессы страны ощущали себя не только «королевами» и «принцессами», но и доверенными хранительницами и летописцами любовных тайн, страстей и крушений пылкого и такого понятного барда. Он был для всех. Своим и понятным, очень досягаемым и в то же время загадочным и непостижимым, как волшебник из страны Оз (как у него это получается, откуда столько душевных сил и умений понимать и дотрагиваться до самых болевых точек общества!). Секрет на самом деле был прост — пропускать через свои нервы и душу все происходящее вокруг, все радости и беды страны, в которой родился и живешь, и ее народа, самого родного певцу народа в мире («Я б не хотел такой веселой доли — уметь не видеть, сердце отключать...»). Такие властители народных дум и чувств бывали во все века и во всех странах. Наш появился и творил в самое гиблое и лживое время («...правда колола глаза — и намаялись с ней...») в жизни страны, которое разъело здание государства до последнего винтика, и рухнувшая страна погребла под собой и население, и его веру, и надежду, и основы любви. Сам Владимир Высоцкий не дожил до этого краха совсем немного, пырнув своей смертью и своими народными похоронами ненавистную власть в дни такой важной для власти Олимпиады в 1980 году, но это и не важно — он чувствовал неизбежность этого краха каждым своим нервом, переживал за его последствия и рассказывал нам об этом каждый день, из любого магнитофона, из всех возможных записей песен, фильмов, спектаклей, концертов, перепевок и подражаний.

А родился Владимир Высоцкий в Москве в семье, где старшее поколение было с историей: одни деды и бабушки приехали в столицу из подмосковных деревень и недалеких русских городов, а другие успели попутешествовать от границ России до ее сердца, воспитали в результате образованное и талантливое потомство, которое и работать, и Родину защищать умело. Например, отец Высоцкого был кавалером более чем двадцати орденов и медалей, за участие в боевых действиях — почетным гражданином городов Кладно и Праги, а в послевоенные годы окончил Военную академию связи имени С.М. Буденного и имел звание гвардии полковника.

Во время войны, начиная с 1941 года, Владимир с матерью жил в эвакуации на востоке страны. Ехали вагоны с детьми до станции Воронцовка, находившейся неподалеку от города Чкалова (ныне Оренбург), пришлось, как и всем, пережить и голод, и морозы. После возвращения в Москву выяснилось, что отец ушел в другую семью, а Владимиру пора идти в школу. Несостыковки того, как «должно быть», с тем, как все получается на самом деле, закончились тем, что отец по суду забрал мальчика к себе и заниматься с ним уроками начала мачеха, а потом и жить он поедет в 1947 году в Германию с новой семьей отца, будет там ходить в музыкальную школу, носить хорошую одежду, иметь свою комнату в просторных трехкомнатных апартаментах. В Москву он вернется в 1949 году, чтобы начать жить с мачехой в ее комнате на Большом Каретном переулке и окунуться в пору юности, дружбы и творчества. Компания, с которой дружил Володя, была далека от советской идеологии, друзей интересовала не политика, а художественный мир. Их идеалами были герои Вальтера Скотта, Майна Рида. Друзья часто пробирались бесплатно на концерты в Летний театр сада «Эрмитаж», слушали Утесова, Шульженко, Эдди Рознера, Смирнова-Сокольского, Гаркави, Мирова, Новицкого, Райкина, дуэт «Миронова и Менакер», польский «Голубой джаз», перуанку Иму Сумак. Большой Каретный — не только один из московских адресов Высоцкого; это словосочетание связано со значительной вехой в жизни Владимира Семеновича, во многом определившей его творческую судьбу. В соседних квартирах жили творческие люди, к которым на Большой Каретный приходили представители и репрессированной интеллигенции, и уголовной среды, много рассказывавшие о своем лагерном прошлом, и писатели со сценаристами, и актеры с режиссерами. В круг тогдашнего общения входили в разное время Эдмонд Кеосаян, Юлиан Семенов, Олег Стриженов, Илья Глазунов, Людмила Гурченко, Андрей Тарковский, Евгений Урбанский, Аркадий Вайнер и многие другие. В числе тех, кто на Большом Каретном слушал ранние песни Высоцкого, был и Василий Шукшин. Там же Высоцкий познакомился с капитаном дальнего плавания Анатолием Гарагулей, который позже, в 1969-м, пригласил их с Мариной Влади в путешествие на теплоходе «Грузия». В начале 1960-х годов в компании появлялся и Михаил Таль, уже знавший — благодаря магнитофону — некоторые произведения Владимира Семеновича. Первые записи его песен были сделаны Левоном Кочаряном, в чьей квартире на Каретном собиралась вся «тусовка», свои первые роли в кино Высоцкий получал опять-таки благодаря ходатайствам Кочаряна, работавшего в различных фильмах вторым режиссером, а песню про Большой Каретный и «черный пистолет» Владимир тоже посвятил Левону Кочаряну. Друзья, встречи, заседания, талантливое и щедрое окружение — все кирпичики складывались в среду, которая формировала поэта и певца, актера и сценариста, одного из «русских кумиров XX века».

Потом будет в его жизни школа — студия МХАТа, которую он окончил в 1960 году, будет знаменитый Театр на Таганке с 1964 года и до конца жизни, будут бесконечные гастрольные поездки, женитьбы и сыновья, которые, впрочем, оказались менее важными на его пути, чем любовь всей жизни — французская актриса Марина Влади, с которой он познакомился в 1968 году и тоже до конца жизни. Все те же самые «несостыковки того, как должно быть, с тем, как все получается на самом деле», трепали жизнь и здоровье поэта и творца, но они же и делали его жизнь и творчество уникальными. Символом их, наверное, можно сделать строчки про «голую правду», где она «...божилась, клялась и рыдала, долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах». А в это время «грязная ложь чистокровную лошадь украла и ускакала на длинных и тонких ногах...» Вот при нем эту несправедливость можно было заметить, осудить, высмеять, поправить или просто с горьким пониманием развести руками, он давал такую возможность и надежду. Об этом будут помнить следующие поколения, даже если будут петь совсем другие песни.


Стихи О Москве

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Большой Каретный

Левону Кочаряну

— Где твои семнадцать лет?
— На Большом Каретном.
— Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
— Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
— Где тебя сегодня нет?
— На Большом Каретном.

Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нем!
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.
Еще бы ведь...

— Где твои семнадцать лет?
— На Большом Каретном.
— Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
— Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
— Где тебя сегодня нет?
— На Большом Каретном.

Переименован он теперь,
Стало все по новой там, верь — не верь!
И все же, где б ты ни был, где ты не бредешь —
Нет-нет да по Каретному пройдешь.
Еще бы ведь...

— Где твои семнадцать лет?
— На Большом Каретном.
— Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
— Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
— Где тебя сегодня нет?
— На Большом Каретном.

1962

В этом доме большом раньше пьянка была...

В этом доме большом раньше пьянка была

Много дней, много дней,
Ведь в Каретном Ряду первый дом от угла —
Для друзей, для друзей.

За пьянками, гулянками,
За банками, полбанками,
За спорами, за ссорами, раздорами
Ты стой на том,
Что этот дом —
Пусть ночью, днем —
Всегда твой дом
И здесь не смотрят на тебя с укорами.

И пускай иногда недовольна жена —
Но бог с ней, но бог с ней! —
Есть у нас нечто больше, чем рюмка вина, —
У друзей, у друзей.

За пьянками, гулянками,
За банками, полбанками,
За спорами, за ссорами, раздорами
Ты стой на том,
Что этот дом —
Пусть ночью, днем —
Всегда твой дом,
И здесь не смотрят на тебя с укорами.

1964

Рты подъездов, уши арок и глаза оконных рам...

Рты подъездов, уши арок и глаза оконных рам

Со светящимися лампами-зрачками...
Все дневные пассажиры, все мои клиенты — там, —
Все, кто ездит на такси, а значит — с нами.

Смешно, конечно, говорить,
Но очень даже может быть,
Что мы знакомы с вами. Нет, не по работе...
А не знакомы — дайте срок, —
На мой зеленый огонек
Зайдете, зайдете!

Круглый руль, но и «баранка» — тоже круглое словцо.
Хорошо, когда «запаска» не дырява, —
То раскручиваем влево мы Садовое кольцо,
То Бульварное закручиваем вправо.

И ветер гаснет на стекле,
Рукам привычно на руле,
И расстоянье счетчик меряет деньгами,
А мы — как всадники в седле, —
Мы редко ходим по земле
Своими ногами.

Лысый скат — так что не видно от протектора следа, —
Сдать в наварку — и хоть завтра жми до Крыма.
Так что лысина на скате — поправимая беда, —
На душе она — почти непоправима.

Бывают лысые душой, —
Недавно сел один такой.
«Кидаю сверху, — говорит, — спешу — не видишь?»
Мол, не обижу. Что ж, сидай,
Но только сверху не кидай —
Обидишь, обидишь!

Тот рассказывает утром про удачное вчера,
А другой — про трудный день, — сидит, усталый...
Мы — удобные попутчики, таксисты-шофера, —
Собеседники мы — профессионалы.

Бывает, ногу сломит черт,
А вам скорей — аэропорт, —
Зеленым светом мы, как чудом света, бредим.
Мой пассажир, ты рано сник, —
У нас час пик, а не тупик, —
Садитесь, поедем!

Мы случайные советчики, творцы летучих фраз, —
Вы нас спрашивали — мы вам отвечали.
Мы — лихие собеседники веселья, но подчас
Мы — надежные молчальники печали.

Нас почитают, почитай,
Почти хранителями тайн —
Нам правду громко говорят, пусть это тайна, —
Нам некому — и смысла нет —
Потом выбалтывать секрет,
Хотя бы случайно.

...Я ступаю по нехоженой проезжей полосе
Не колесною резиною, а кожей, —
Злюсь, конечно, на таксистов — не умеют ездить все, —
Осторожно — я неопытный прохожий!

Вот кто-то там таксиста ждет,
Но я сегодня — пешеход, —
А то подвез бы: «Сядь, — сказал бы, — человече!»
Вы все зайдете — дайте срок —
На мой зеленый огонек, —
До скорой, до встречи!

1973

Эй, шофер, вези — Бутырский хутор...

— Эй, шофер, вези — Бутырский хутор,
Где тюрьма, — да поскорее мчи!
— А ты, товарищ, опоздал, ты на два года перепутал —
Разбирают уж тюрьму на кирпичи.

— Очень жаль, а я сегодня спозаранку
По родным решил проехаться местам...
Ну да ладно, что ж, шофер, тогда вези меня в «Таганку» —
Погляжу, ведь я бывал и там.

— Разломали старую «Таганку» —
Подчистую, всю, ко всем чертям!
— Что ж, шофер, давай назад, крути-верти свою баранку —
Так ни с чем поедем по домам.

Или нет, сперва давай закурим,
Или лучше выпьем поскорей!
Пьем за то, чтоб не осталось по России больше тюрем,
Чтоб не стало по России лагерей!

1963

Братские могилы

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..

1964

В куски разлетелася корона...

В куски разлетелася корона,

Нет державы, нет и трона.
Жизнь России и законы —
Все к чертям!
И мы, словно загнанные в норы,
Словно пойманные воры,
Только кровь одна с позором
Пополам.

И нам ни черта не разобраться —
С кем порвать и с кем остаться,
Кто за нас, кого бояться,
Где пути, куда податься —
Не понять!
Где дух?
Где честь?
Где стыд?
Где свои, а где чужие?
Как до этого дожили,
Неужели на Россию нам плевать?

Позор — всем, кому покой дороже,
Всем, кого сомненье гложет,
Может он или не может
Убивать.
Сигнал!.. И по-волчьи, и по-бычьи
И как коршун на добычу.
Только воронов покличем
Пировать.

Эй, вы! Где былая ваша твердость,
Где былая ваша гордость?
Отдыхать сегодня — подлость!
Пистолет сжимает твердая рука.
Конец,
Всему
конец.
Все разбилось, поломалось,
Нам осталось только малость —
Только выстрелить в висок иль во врага.

1965

Я дышал синевой...

Я дышал синевой,

Белый пар выдыхал, —
Он летел, становясь облаками.
Снег скрипел подо мной —
Поскрипев, затихал, —
А сугробы прилечь завлекали.

И звенела тоска, что в безрадостной песне поется:
Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи, —
Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце,
И никто не сказал: шевелись, подымайся, не спи!

Все стоит на Руси
До макушек в снегу.
Полз, катился, чтоб не провалиться, —
Сохрани и спаси,
Дай веселья в пургу,
Дай не лечь, не уснуть, не забыться!

Тот ямщик-чудодей бросил кнут и — куда ему деться! —
Помянул он Христа, ошалев от заснеженных верст...
Он, хлеща лошадей, мог бы этим немного согреться, —
Ну а он в доброте их жалел и не бил — и замерз.

Отраженье свое
Увидал в полынье —
И взяла меня оторопь: в пору б
Оборвать житие —
Я по грудь во вранье,
Да и сам-то я кто, — надо в прорубь!

Вьюги стонут, поют, — кто же выстоит, выдержит стужу!
В прорубь надо да в омут, — но сам, а не руки сложа.
Пар валит изо рта — эк душа моя рвется наружу, —
Выйдет вся — схороните, зарежусь — снимите с ножа!

Снег кружит над землей,
Над страною моей,
Мягко стелет, в запой зазывает.
Ах, ямщик удалой —
Пьет и хлещет коней,
А непьяный ямщик — замерзает.

Между 1970 и 1977