Майков Аполлон Николаевич

(1821 — 1897)

Среди литературоведов бытует мнение, что Аполлон Майков — поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным, лишенным гонений, врагов и борьбы. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Но внутри, не с внешней стороны, а в глубине своего творчества поэт прошел путь от любопытства и восторгов по поводу жизни вездесущих древних греков и римлян к размышлениям и боли душевной за судьбу своей страны и народа, к осмыслению российской действительности, истории народов, живущих в России.

Наверное, это влечение было предопределено теми корнями и родственными связями семейства, где появился на свет в Москве будущий поэт и государственный деятель — древний род поэта был богат талантливыми людьми. В XV веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков, отцом его был академик живописи, и все остальные родственники творили, рисовали, создавали.

В детстве поэт часто жил в подмосковном имении — в деревне Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска), а в 1834 году семья переехала в Петербург, где в 1837–1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выпустив первую книгу стихов, он получил пособие на поездку за границу, а вернувшись, успевал во всех поприщах — написал кандидатскую диссертацию о древнеславянском праве, служил в Министерстве финансов и был помощником библиотекаря в Румянцевском музее, состоял в Санкт-Петербургском комитете цензуры и был произведён в действительные статские советники, а в 1874 года и до конца жизни являлся еще и членом особого отдела учёного комитета Министерства народного просвещения.

Должностей и государственных дел хватало, но Майкова, как всякого поэта и художника, интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций, его занимали судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль и историческая миссия — спасительницы всей европейской цивилизации от гибели, преградившей путь полчищам Батыя. Эта мысль отразилась в сборнике его стихов «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время, когда он отрицал принципы цивилизации Западной Европы. А в своей лирике поэт постоянно создает образы русской деревни, природы, русской истории, в течение четырёх лет переводит в поэтической форме «Слово о полку Игореве», окончив перевод в 1870 году.

Но было еще одно стихотворение Аполлона Майкова, которое стало известно всей России и к которому написали в свое время музыку более 20 русских композиторов. Это «Колыбельная песня», в которой нет ни слова ни о судьбах цивилизаций, ни об исторической миссии, а есть много любви и света в подарок от мироздания, которое сумел уловить поэт Майков — «...В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла...»

Майков Аполлон Николаевич

Среди литературоведов бытует мнение, что Аполлон Майков — поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным, лишенным гонений, врагов и борьбы. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Но внутри, не с внешней стороны, а в глубине своего творчества поэт прошел путь от любопытства и восторгов по поводу жизни вездесущих древних греков и римлян к размышлениям и боли душевной за судьбу своей страны и народа, к осмыслению российской действительности, истории народов, живущих в России.

Наверное, это влечение было предопределено теми корнями и родственными связями семейства, где появился на свет в Москве будущий поэт и государственный деятель — древний род поэта был богат талантливыми людьми. В XV веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков, отцом его был академик живописи, и все остальные родственники творили, рисовали, создавали.

В детстве поэт часто жил в подмосковном имении — в деревне Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска), а в 1834 году семья переехала в Петербург, где в 1837–1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выпустив первую книгу стихов, он получил пособие на поездку за границу, а вернувшись, успевал во всех поприщах — написал кандидатскую диссертацию о древнеславянском праве, служил в Министерстве финансов и был помощником библиотекаря в Румянцевском музее, состоял в Санкт-Петербургском комитете цензуры и был произведён в действительные статские советники, а в 1874 года и до конца жизни являлся еще и членом особого отдела учёного комитета Министерства народного просвещения.

Должностей и государственных дел хватало, но Майкова, как всякого поэта и художника, интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций, его занимали судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль и историческая миссия — спасительницы всей европейской цивилизации от гибели, преградившей путь полчищам Батыя. Эта мысль отразилась в сборнике его стихов «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время, когда он отрицал принципы цивилизации Западной Европы. А в своей лирике поэт постоянно создает образы русской деревни, природы, русской истории, в течение четырёх лет переводит в поэтической форме «Слово о полку Игореве», окончив перевод в 1870 году.

Но было еще одно стихотворение Аполлона Майкова, которое стало известно всей России и к которому написали в свое время музыку более 20 русских композиторов. Это «Колыбельная песня», в которой нет ни слова ни о судьбах цивилизаций, ни об исторической миссии, а есть много любви и света в подарок от мироздания, которое сумел уловить поэт Майков — «...В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла...»


Стихи О Старом Крыме

О каких местах писал поэт

Алушта днем

(Из А. Мицкевича)
Пред солнцем гребень гор снимает свой покров,
Спешит свершить намаз свой нива золотая,
И шелохнулся лес, с кудрей своих роняя,
Как с ханских четок, дождь камней и жемчугов;

Долина вся в цветах. Над этими цветами
Рой пестрых бабочек — цветов летучих рой —
Что полог зыблется алмазными волнами;
А выше — саранча вздымает завес свой.

Над бездною морской стоит скала нагая.
Бурун к ногам ее летит и, раздробясь
И пеною, как тигр глазами, весь сверкая,

Уходит с мыслию нагрянуть в тот же час.
Но море синее спокойно — чайки реют,
Гуляют лебеди и корабли белеют.

1869

Байдарская долина

(Из А. Мицкевича)
Скачу, как бешеный, на бешеном коне;
Долины, скалы, лес мелькают предо мною,
Сменяясь, как волна в потоке за волною...
Тем вихрем образов упиться — любо мне!

Но обессилел конь. На землю тихо льется
Таинственная мгла с темнеющих небес,
А пред усталыми очами всё несется
Тот вихорь образов — долины, скалы, лес...

Всё спит, не спится мне — и к морю я сбегаю;
Вот с шумом черный вал подходит, жадно я
К нему склоняюся и руки простираю...
…………………………………………….

1869