Критики пишут, что диапазон творчества поэта Дементьева — от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи, которые много десятилетий исполнялись лучшими эстрадными певцами страны. В своем творчестве поэт утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева, «именно из тех энергичных романтиков, кто не хочет „жить спокойно“, вырастают современные литературные герои». Они находили друг друга, поэт Дементьев и его герои.
Причем для поиска у них было и время, и расстояние. Иногда величиной с эпоху. Родился Андрей Дмитриевич в Твери, окончил среднюю школу в 1946 году, а в 1948 году, начав учиться на историко-филологического факультета Калининского пединститута (ныне Тверской госуниверситет), уже через год был московским студентом Литературного института имени А.М. Горького (с 1949 по 1952 год).
Дальше было по-разному: литературный сотрудник отдела сельского хозяйства «Калининской правды»
Уже китайской грамотой звучат для новых поколений аббревиатуры, когда-то еще не очень давно казавшиеся важными и вечными, исчезли имена и фамилии, которые вынуждена была знать вся страна, в небытие отправились приоритеты тогдашней власти, обслуживавшей отживший свое строй, а поэт Андрей Дементьев продолжал оставаться востребованным и успешным творцом. Говорят и вспоминают, что эта актуальность, нужность и современность его стихотворений проистекает от присутствия все тех же гуманизма и сострадания. Мало вспоминают неудобное — откуда это сострадание родилось — о той поре, когда семье Дементьева пришлось остро узнать и о страдании, и об антигуманизме: были арестованы и отправлены в сталинские лагеря и отец, и дед, и все дядья мальчика. Осиротевшая семья жила в нищете, которая до предела усилилась, когда началась война. Но во все времена Дементьев подробно указывал во всех анкетах то, что случилось с его отцом, потому как твердо знал: его отец всегда был честнейшим человеком. И во всем старался следовать этой честности — еще до наступления перестроечных времен и разрешения печатать «все» он вел борьбу за то, чтобы свет увидели произведения Владимира Войновича, Беллы Ахмадулиной, Юрия Полякова, Аркадия Арканова и многих других, ставших классиками нашей литературы. Его часто вызывали в инстанции, грозили, но он старался жить по заветам своего отца.
Читатели и слушатели, как правило, чувствуют и искренность, и доброту, и гуманизм автора, и потому с нами и его стихи, и множество песен, которые знают почти все, но иногда даже не догадываются, кто автор.
«Не смейте забывать учителей», «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушаете вы», «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» — пусть в виде цитат, но эти и многие другие узнают сегодня люди любого возраста, а «Балладу о матери», когда мать в старой военной кинохронике узнает в бегущем в атаку бойце не вернувшегося с войны сына, можно и вовсе сделать символом потерь и бед нашей страны, продолжающей надеяться и верить. Наверное, как это делал Андрей Дементьев.