Дементьев Андрей Дмитриевич

(1928 — 2018)

Критики пишут, что диапазон творчества поэта Дементьева — от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи, которые много десятилетий исполнялись лучшими эстрадными певцами страны. В своем творчестве поэт утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева, «именно из тех энергичных романтиков, кто не хочет „жить спокойно“, вырастают современные литературные герои». Они находили друг друга, поэт Дементьев и его герои.

Причем для поиска у них было и время, и расстояние. Иногда величиной с эпоху. Родился Андрей Дмитриевич в Твери, окончил среднюю школу в 1946 году, а в 1948 году, начав учиться на историко-филологического факультета Калининского пединститута (ныне Тверской госуниверситет), уже через год был московским студентом Литературного института имени А.М. Горького (с 1949 по 1952 год).

Дальше было по-разному: литературный сотрудник отдела сельского хозяйства «Калининской правды» (1953–1955), заведующий отделом комсомольской жизни областной газеты «Смена» (1955–1958), инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ (1967). С 1967 года жил в Москве и был редактором отдела поэзии издательства «Молодая гвардия», заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981–1992). В 1997 году по приглашению тогдашнего председателя Всероссийского телерадиовещательного канала Дементьев начал сотрудничать с телевидением, был ведущим и вел авторские программы.

Уже китайской грамотой звучат для новых поколений аббревиатуры, когда-то еще не очень давно казавшиеся важными и вечными, исчезли имена и фамилии, которые вынуждена была знать вся страна, в небытие отправились приоритеты тогдашней власти, обслуживавшей отживший свое строй, а поэт Андрей Дементьев продолжал оставаться востребованным и успешным творцом. Говорят и вспоминают, что эта актуальность, нужность и современность его стихотворений проистекает от присутствия все тех же гуманизма и сострадания. Мало вспоминают неудобное — откуда это сострадание родилось — о той поре, когда семье Дементьева пришлось остро узнать и о страдании, и об антигуманизме: были арестованы и отправлены в сталинские лагеря и отец, и дед, и все дядья мальчика. Осиротевшая семья жила в нищете, которая до предела усилилась, когда началась война. Но во все времена Дементьев подробно указывал во всех анкетах то, что случилось с его отцом, потому как твердо знал: его отец всегда был честнейшим человеком. И во всем старался следовать этой честности — еще до наступления перестроечных времен и разрешения печатать «все» он вел борьбу за то, чтобы свет увидели произведения Владимира Войновича, Беллы Ахмадулиной, Юрия Полякова, Аркадия Арканова и многих других, ставших классиками нашей литературы. Его часто вызывали в инстанции, грозили, но он старался жить по заветам своего отца.

Читатели и слушатели, как правило, чувствуют и искренность, и доброту, и гуманизм автора, и потому с нами и его стихи, и множество песен, которые знают почти все, но иногда даже не догадываются, кто автор.

«Не смейте забывать учителей», «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушаете вы», «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» — пусть в виде цитат, но эти и многие другие узнают сегодня люди любого возраста, а «Балладу о матери», когда мать в старой военной кинохронике узнает в бегущем в атаку бойце не вернувшегося с войны сына, можно и вовсе сделать символом потерь и бед нашей страны, продолжающей надеяться и верить. Наверное, как это делал Андрей Дементьев.

Дементьев Андрей Дмитриевич

Критики пишут, что диапазон творчества поэта Дементьева — от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи, которые много десятилетий исполнялись лучшими эстрадными певцами страны. В своем творчестве поэт утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева, «именно из тех энергичных романтиков, кто не хочет „жить спокойно“, вырастают современные литературные герои». Они находили друг друга, поэт Дементьев и его герои.

Причем для поиска у них было и время, и расстояние. Иногда величиной с эпоху. Родился Андрей Дмитриевич в Твери, окончил среднюю школу в 1946 году, а в 1948 году, начав учиться на историко-филологического факультета Калининского пединститута (ныне Тверской госуниверситет), уже через год был московским студентом Литературного института имени А.М. Горького (с 1949 по 1952 год).

Дальше было по-разному: литературный сотрудник отдела сельского хозяйства «Калининской правды» (1953–1955), заведующий отделом комсомольской жизни областной газеты «Смена» (1955–1958), инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ (1967). С 1967 года жил в Москве и был редактором отдела поэзии издательства «Молодая гвардия», заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981–1992). В 1997 году по приглашению тогдашнего председателя Всероссийского телерадиовещательного канала Дементьев начал сотрудничать с телевидением, был ведущим и вел авторские программы.

Уже китайской грамотой звучат для новых поколений аббревиатуры, когда-то еще не очень давно казавшиеся важными и вечными, исчезли имена и фамилии, которые вынуждена была знать вся страна, в небытие отправились приоритеты тогдашней власти, обслуживавшей отживший свое строй, а поэт Андрей Дементьев продолжал оставаться востребованным и успешным творцом. Говорят и вспоминают, что эта актуальность, нужность и современность его стихотворений проистекает от присутствия все тех же гуманизма и сострадания. Мало вспоминают неудобное — откуда это сострадание родилось — о той поре, когда семье Дементьева пришлось остро узнать и о страдании, и об антигуманизме: были арестованы и отправлены в сталинские лагеря и отец, и дед, и все дядья мальчика. Осиротевшая семья жила в нищете, которая до предела усилилась, когда началась война. Но во все времена Дементьев подробно указывал во всех анкетах то, что случилось с его отцом, потому как твердо знал: его отец всегда был честнейшим человеком. И во всем старался следовать этой честности — еще до наступления перестроечных времен и разрешения печатать «все» он вел борьбу за то, чтобы свет увидели произведения Владимира Войновича, Беллы Ахмадулиной, Юрия Полякова, Аркадия Арканова и многих других, ставших классиками нашей литературы. Его часто вызывали в инстанции, грозили, но он старался жить по заветам своего отца.

Читатели и слушатели, как правило, чувствуют и искренность, и доброту, и гуманизм автора, и потому с нами и его стихи, и множество песен, которые знают почти все, но иногда даже не догадываются, кто автор.

«Не смейте забывать учителей», «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушаете вы», «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» — пусть в виде цитат, но эти и многие другие узнают сегодня люди любого возраста, а «Балладу о матери», когда мать в старой военной кинохронике узнает в бегущем в атаку бойце не вернувшегося с войны сына, можно и вовсе сделать символом потерь и бед нашей страны, продолжающей надеяться и верить. Наверное, как это делал Андрей Дементьев.


Стихи О реке Волга

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Волга

А я без Волги просто не могу.

Как хорошо малиновою ранью

Прийти и посидеть на берегу,

И помолчать вблизи ее молчанья.

Она меня радушно принимает.

С чем ни приду — с обидой иль бедой.

И все она, наверно, понимает,

Коль грусть моя уносится с водой.

Как будто бы расслабленная ленью,

Течет река без шума и волны.

Но я-то знаю, сколько в ней волненья

И сколько сил в глубинах тишины.

Она своих трудов не замечает.

Суда качает и ломает лед.

И ничего зазря не обещает.

И ничего легко не отдает...

1966

Баллада о верности

Отцы умчались в шлемах краснозвездных.

И матерям отныне не до сна.

Звенит от сабель над Россией воздух.

Копытами разбита тишина.

 

Мужей ждут жены. Ждут деревни русские.

И кто-то не вернется, может быть...

А в колыбелях спят мальчишки русые,

Которым в сорок первом уходить.

 

1

Заслышав топот, за околицу

Бежал мальчонка лет шести.

Все ждал: сейчас примчится конница

И батька с флагом впереди.

 

Он поравняется с мальчишкой,

Возьмет его к себе в седло...

Но что-то кони медлят слишком

И не врываются в село.

 

А ночью мать подушке мятой

Проплачет правду до конца.

И утром глянет виновато

На сына, ждущего отца.

 

О, сколько в годы те тревожные

Росло отчаянных парней,

Что на земле так мало прожили,

Да много сделали на ней.

 

2

Прошли года.

В краю пустынном

Над старым холмиком звезда.

И вот вдова с любимым сыном

За сотни верст пришла сюда.

 

Цвели цветы. Пылало лето.

И душно пахло чабрецом.

Вот так в степи мальчишка этот

Впервые встретился с отцом.

 

Прочел, глотая слезы, имя,

Что сам носил двадцатый год...

Еще не зная, что над ними

Темнел в тревоге небосвод,

 

Что скоро грянет сорок первый,

Что будет смерть со всех сторон,

Что в Польше под звездой фанерной

Свое оставит имя он.

 

...Вначале сын ей снился часто.

Хотя война давно прошла,

Я слышу: кони мчатся, мчатся.

Все мимо нашего села.

 

И снова, мыкая бессонницу,

Итожа долгое житье,

Идет старушка за околицу,

Куда носился сын ее.

 

«Уж больно редко, — скажет глухо, —

Дают военным отпуска...»

И этот памятник разлукам

Увидит внук издалека.


1973

Написать бы ее, Россию...

Написать бы ее, Россию!
Всю от неба, до трав, до дна.
Где найти мне слова такие,
Неизбывные, как она?
Чтоб во всей красоте и силе
Удивляла людей опять...
Написать бы ее, Россию.
Ох, как хочется написать.

2000

Не должны мы каяться за тех...

Не должны мы каяться за тех,
Кто Россию нашу испоганил.
Если уж и есть на ком-то грех, —
Ясно — не на Марье да Иване.
Сколько их, прошедших через власть,
Нуворишей — молодых и старых —
Поживилось от России всласть
Так, что и на хлеб нам не осталось.
Мы не станем каяться за тех,
Кто был избран нашей общей волей.
Для начала мы поделим грех,
Но грешить им больше не позволим.

2008

Ничего не сумели крутые...

ННичего не сумели крутые,

На корысть израсходовав пыл…

И осталась Россия без тыла,

Потому что надежда — наш тыл.

Невезучая наша держава

Столько лет на опасной мели…

И от славы своей удержала

Только имя великой земли.

И порой опускаются руки

У достойных ее сыновей.

Рядом с ней —

Мы с Россией в разлуке,

В первый раз разуверившись в ней.

А Россия сейчас как Голгофа.

Мы несем обреченно свой крест.

Никогда нам так не было плохо.

Кто-то грустно готовит отъезд.

От властей и она натерпелась,

До сих пор не поднявшись из тьмы…

Но ничья не спасет ее смелость,

Если вновь не спасем ее мы.

2007

Россия

В этом имени столько нежности,
И простора, и синевы.
Озорной молодой безгрешности,
Не боящейся злой молвы.
Над землей пролетают птицы —
Это имя твое струится.
Это имя твое несется
Из-под ласкового крыла…
Это девушка из колодца
Синевой его пролила.

2000

Русская женщина

До чего ж ты была красива!
Пела песни ли на заре
Иль траву за рекой косила,
Утопавшую в серебре…
До чего ж ты была красива!
Мне писать бы с тебя Россию
В самой ранней ее поре.
Но война ворвалась жестоко,
Неожиданно, как гроза.
Потемнели глаза у окон,
И померкли твои глаза.
Вся земля стала полем боя
На года — не на десять дней.
Все, что было потом с тобою, —
Было с ней.
У тяжелого стоя молота
По две смены — на сквозняке,
Ты бледнела, как смерть, от голода,
Пайку хлеба зажав в руке.
Но не в силах тебя осилить,
Беды прятались, присмирев.
Мне писать бы с тебя Россию
В самой тяжкой ее поре.
А когда той весной неистовой
Май Победу земле принес,
Это ты, все сдержав и выстояв,
В первый раз не сдержала слез.
Ржавой проволокой опоясана,
Русь смотрела сквозь горечь дат
Не твоими ль глазами ясными
На пришедших с войны солдат?
И не ты ль им цветы носила,
Песни пела им на заре?
Мне писать бы с тебя Россию
В самой светлой ее поре.

2009