Русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель, муж поэтессы Зинаиды Гиппиус, Д.С. Мережковский был ярким представителем Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Это хрестоматийное определение хорошо для учебника по литературе, а для понимания, что за личность стоит за этими званиями, начинать лучше со 2 го августа 1865 года, когда в Петербурге, «на Елагином острове, в одном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче», как писал сам Дмитрий Сергеевич, в дворянской семье нетитулованного рода Мережковских родился один из девяти детей, младший из сыновей. Отец занимал важные государственные должности и вспоминался мальчику как «угрюмый, ожесточённый тяжелой чиновничьей лямкой времен николаевских» человек, который относился к детям «...в основном как к источнику шума и хлопот, проявляя отеческую заботу о них лишь материально». Мать, гордившаяся тем, что в числе ее предков были князья Курбские, вспоминалась всегда как образ, наделенный «редкостной красотой и ангельским характером», она умело управляла сухим, эгоистичным, но боготворившим её мужем и по возможности потакала детям, которым тот «отказывал в любых проявлениях ласки и теплоты». Из всей этой комбинации в результате для Мережковского в юности осталась «...отягощённая роскошью отчуждённость», а уже для более взрослого Мережковского пригодилась та самая, идущая из детства «психология сыновнего противостояния отцу», которая много лет спустя подверглась «сложной интеллектуальной и духовной разработке» и послужила духовной основой, как он сам считал, для многих его исторических сочинений. Туда же можно добавить и влияние старой няни, на которую «часто уезжая, оставляли детей родители» и которая во множестве рассказывала русские сказки и жития святых: впоследствии поэт и писатель делал предположения, что именно она была причиной религиозности, уже в раннем детстве проявившейся в его характере. И неудивительно, что самым ярким и добрым воспоминанием детства для Дмитрия остались поездки в Крым, где у Мережковских было имение по дороге к знаменитому водопаду Учан-Су. Спустя годы Мережковский доставал из глубин души и памяти крымские «...белые мраморные колонны на морской синеве — ...вечный символ древней Греции».
В 1876 году Д.С. Мережковский начал обучение в классической гимназии Петербурга, вспоминая о годах там как о «зубрежке и выправке», но уже тринадцатилетним гимназистом начал писать первые стихи, там же заинтересовался творчеством Мольера и даже организовал «мольеровский кружок». После гимназии, в 1884 году, Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, здесь увлекся философией позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), теориями Дж. С. Милля и Ч. Дарвина, проявил интерес к современной французской литературе. Окончив университет в 1888 году, он решил посвятить себя исключительно литературному труду. До этого в 1883 году два стихотворения Мережковского появились в журнале «Отечественные записки», и именно они считаются его дебютом в «большой литературе». В дальнейшем публикаций будет много, и в основном на темы «одиночества поэта, призрачности жизни и обманчивости чувств», для стихов были характерны «ноты скорбной гражданственности, сомнений, разочарований в высоких устремлениях, минорной интимности».
При этом поэт много путешествовал по России. Большое влияние на Мережковского оказал Г.И. Успенский. И молодой поэт ездил к нему в Чудово, где ночами напролёт вёл беседы о «религиозном смысле жизни», о том, как важно «обращаться к народному миросозерцанию, к власти земли». Под влиянием Успенского Мережковский ещё летом 1883 года, во время студенческих каникул, совершил путешествие по Волге, где познакомился с народным проповедником, близким к «толстовству», Василием Сютаевым, основателем религиозного учения «непротивленчества и нравственного самоусовершенствования». Позже с теми же целями он побывал в Оренбуржье, Уфе, Тверской губернии, некоторое время всерьёз рассматривая возможность «осесть в глубинке» в качестве сельского учителя.
В июне 1902 года он с женой посетил берега озера Светлояр в Нижегородской губернии, берега которого, по преданию, скрывают град Китеж, где близко общался со староверами. «Мережковский наш, он с нами притчами говорил», — делились впечатлениями о своём необычном госте сектанты из глухой костромской деревушки. Позже, собирая материалы для романа о царевиче Алексее, Мережковский посетил Керженские леса Семёновского уезда, гнездо русского раскола. «Невозможно передать всего энтузиазма, с которым он рассказывал и о крае этом, и о людях», — вспоминали слушатели Мережковского.
Бывал он и на юге России — в начале мая 1888 года, по окончании университета, он едет сначала в Одессу, оттуда морем — в Сухум, потом по Военно-Грузинской дороге в Боржом, где и встретил свою жену Зинаиду Гиппиус и уже в январе 1889 года, в Тифлисе они обвенчались, а вскоре переехали в Петербург. Оттуда ездили в Крым и обратно, поэт сотрудничал во многих журналах, создает новые поэмы, работает над новыми романами. Весной 1891 года пара стартовала в первую совместную поездку в Европу: через Варшаву и Вену — в Венецию, где встретили путешествовавших по Италии А.П. Чехова и А.С. Суворина, которые на некоторое время стали их спутниками. Из Венеции все вчетвером направились в Флоренцию и Рим; там Мережковские получили приглашение А.Н. Плещеева посетить его в Париже, где пробыли весь май. А на обратном пути в Россию заехали на дачу Гиппиус в имении Глубокое под Вышним Волочком, и всюду писатель много пишет, работает над романом.
За границу они будут ездить еще много раз, объедут всю Европу и всякий раз, возвращаясь в Россию, останавливались подолгу в том самом «Глубоком» в Тверской области, где поэт написал новые романы. Зимы в Петербурге с 1983 года — это популярные литературные кружки, регулярные «среды» и «пятницы» в салонах литераторов, собрания «Литературного фонда», театры, встречи, знакомства, творческие победы. Романы Мережковского дают ему европейскую известность, ставят на новый уровень в русской литературе того времени.
Новое тысячелетие Мережковский встречает попыткой организации особого «религиозного братства», создания «новой церкви», проведением «мистических собраний» и религиозно- философских собраний на дому, которые должны закрепить и развить идею своего рода трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры... неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы». С 1900 года они с супругой искали всякие возможности для создания своего журнала, лето 1902 года провели в имении Заклинье под Лугой, работая над концепцией журнала, в 1904 году ездили в Ясную Поляну к Льву Толстому, обсуждали вопросы религии.
Пристальное внимание к миру вокруг, умение различать порядок вещей и прислушиваться к нюансам поведения и душевных порывов часто позволяют именно поэтам предвидеть и предсказать события. Поэты начала века очень старались, у многих даже получилось. Но предотвратить наступающее безвременье поэтам не дано. И страшное 9 января — Кровавое воскресенье, и все три революции подряд последним печальным исходом встретили поэта Мережковского и повели за собой. После расстрела народного шествия и позора в Русско-японской войне он сообщил, что уверился в «антихристианской» сущности русского самодержавия и был убеждён в эти годы, что революция не только не противоречит христианскому учению, но, напротив, вытекает из него. Чуть позднее энтузиазм поэта пойдет на спад, и блеснувшая жар-птицей вера в то, что Февральская революция 1917 года поможет «установлению демократии» и «даст возможность расцвета идей свободы (в том числе и религиозной) перед лицом закона», завершилась депрессией. А уже Октябрьские события вызвали просто яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства», воцарение «народа-Зверя», смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла». В результате Мережковским удалось в 1917 году покинуть чужую теперь для них Россию, и остальная жизнь поэта пройдет в эмиграции, в основном во Франции, где поэт скончался в 1938 году и был похоронен на Парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.