Своеобычность будущий поэт Игорь Васильевич Лотарев начал проявлять рано. Находясь в родстве по линии матери с Афанасием Фетом (Шеншиным), говорил еще и о родстве с историком Н.М. Карамзиным, что так и не было подтверждено. Начав писать стихи, свои публикации подписывал разнообразными псевдонимами — «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза», а окончательный — «Игорь-Северянин» требовал писать именно в такой «авторской» версии, без разделения на имя и фамилию и объяснял это как акт инициации (рождение «поэта»), оберег и мифологему, настаивая, что сложный псевдоним является фактом культурного и литературного процесса в России. Примерно теми же мотивациями объясняет он и создание в 1911 году с коллективом единомышленников из газеты «Петербургский глашатай» литературного направления эгофутуризм, делая некоторые экстравагантные пояснения: «Природа создала нас. В своих действиях и поступках мы должны руководствоваться только Ею. Она вложила в нас эгоизм, мы должны развивать его. Эгоизм объединяет всех, потому что все эгоисты». Менее чем через год эскапада наскучила и поэт покинул группу, пояснив, что задачу «Я — в будущем» он выполнил. А до всех этих эпатажных взлетов и получения звания «короля поэтов» в выборах-соревновании с самим Маяковским в феврале 1918 года в московском Политехническом музее было все довольно обыденно: рождение в Петербурге в семье капитана железнодорожного батальона, учеба в Череповецком реальном училище, потому как после расставания родителей мальчик начал жить у дяди или тети то в Вологодской (тогда — Новгородской) области, то в имении Владимировка, то Совойле на реке Суда под Череповцом. Хотя и здесь будущий поэт отличился — в 1904 году уехал к отцу в Маньчжурию в город Дальний, также некоторое время жил в Порт-Артуре, а накануне Русско-японской войны вернулся в Петербург, к матери.
Днем начала литературной деятельности Северянин считал публикацию в «Повременном издании для солдат и народа „Досуг и дело“» в феврале 1905 года и ежегодно отмечал дату, начиная с 1925 года, когда в Тарту в Эстонии вышли два романа в стихах («Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа»), приуроченных к
Казалось бы, еще совсем недавно, в октябре 1912 года, состоялся дебют Игоря-Северянина в Петербурге в салоне Сологуба, а 20 декабря в Москве, в Обществе свободной эстетики у Валерия Брюсова, участники еще помнят о турне, организованном в марте 1913 года Фёдором Сологубом по Югу России, к которому примкнул и Северянин: Минск, Вильно, Харьков, Екатеринослав, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Баку, Тифлис, Кутаис — в 1918 году поэт принял участие в 48 концертах и 87 дал лично. А уже наступает на мирные обыденности январь 1918 года, когда Игорь-Северянин уезжает из Петрограда в Эстонию, где поселяется в посёлке Тойла. Выезжал на время с семьей, получилось, что навсегда.
В этой случившейся эмиграции поэт издал новые сборники стихов: «Вервэна» (Юрьев, 1920), «Менестрель» (1921), «Миррэлия» (Берлин, 1922), «Соловей» (Берлин, 1923), «Классические розы» (Белград, 1931) и другие. Им создано четыре автобиографических романа в стихах: «Роса оранжевого часа» (детство), «Падучая стремнина» (юность), «Колокола собора чувств» (турне 1914 года с Маяковским и Баяном), «Рояль Леандра. (Lugne)» (панорама художественной жизни С.-Петербурга). Особое место занимает утопия «Солнечный дикарь» (1924).
Игорь-Северянин стал первым крупным переводчиком эстонской поэзии на русский язык, он активно гастролирует в Европе: Латвии, Литве, Польше, Германии, Данциге, Чехословакии, Финляндии. В декабре 1930 года через Ригу поэт с женой отправляется в Югославию, где Державная комиссия для русских беженцев организует ему турне по русским кадетским корпусам и женским институтам.
Все же опыт чудачеств не прошел даром — у него почти получилось «по-своему изменить этот мир, открыть окно и впустить свежий ветер вдохновения». Как и загадывал в самом начале, изобретая и выпуская в жизнь многочисленные псевдонимы.