Тулун

Иркутская область

О Тулуне

Название города переводится с бурятского как «кожаный мешок», и связано это с его расположением в изгибе реки, огибающей его как мешок. Отсюда же пошел и герб города: черное основание — это символ угольных богатств района, колос — символ сельского хозяйства города. Известно, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII века, а первое письменное упоминание о Тулуне принадлежит перу известного ученого, естествоиспытателя, натуралиста, ботаника Иоганна Георга Гмелина, посетившего Тулун в 1735 году в составе академического отряда Камчатской экспедиции, о чем сохранилась запись в его путевых заметках.

После строительства Московского тракта, проложенного в 1762—1774 годах, начался приток переселенцев в Тулун. Ямщицким промыслом в последующие годы в Тулуне занималось около 200 семейств, возникли постоялые дворы, для переправы через реку Ия был сооружен паром, вдоль тракта создавались пересыльные пункты, почтовые станции. В XIX веке строится Братский тракт, затем железная дорога, что послужило мощным толчком к бурному развитию села Тулун. В связи со строительством Транссибирской железной дороги стала развиваться и промышленность:1897 году в Тулун прибыл первый поезд, была начата добыча угля, в городе функционировал кирпичный, лесопильный заводы и паровая мукомольная мельница.

Интересно, что в дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цыгане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии. В советское время мощное промышленное развитие Тулуна случилось в 1950-х годах и продолжалось вплоть до начала 1990-х годов. Были построены десятки заводов, и в окрестностях Тулуна сформировался второй по величине углепромышленный район Приангарья.

О Тулуне

Название города переводится с бурятского как «кожаный мешок», и связано это с его расположением в изгибе реки, огибающей его как мешок. Отсюда же пошел и герб города: черное основание — это символ угольных богатств района, колос — символ сельского хозяйства города. Известно, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII века, а первое письменное упоминание о Тулуне принадлежит перу известного ученого, естествоиспытателя, натуралиста, ботаника Иоганна Георга Гмелина, посетившего Тулун в 1735 году в составе академического отряда Камчатской экспедиции, о чем сохранилась запись в его путевых заметках.

После строительства Московского тракта, проложенного в 1762—1774 годах, начался приток переселенцев в Тулун. Ямщицким промыслом в последующие годы в Тулуне занималось около 200 семейств, возникли постоялые дворы, для переправы через реку Ия был сооружен паром, вдоль тракта создавались пересыльные пункты, почтовые станции. В XIX веке строится Братский тракт, затем железная дорога, что послужило мощным толчком к бурному развитию села Тулун. В связи со строительством Транссибирской железной дороги стала развиваться и промышленность:1897 году в Тулун прибыл первый поезд, была начата добыча угля, в городе функционировал кирпичный, лесопильный заводы и паровая мукомольная мельница.

Интересно, что в дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цыгане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии. В советское время мощное промышленное развитие Тулуна случилось в 1950-х годах и продолжалось вплоть до начала 1990-х годов. Были построены десятки заводов, и в окрестностях Тулуна сформировался второй по величине углепромышленный район Приангарья.




Поэты О Тулуне