Иногда у судьбы случаются приступы щедрости, и можно позавидовать тому, кто в этот момент окажется у нее под рукой. Граф Алексей Константинович Толстой, внук рода Толстых и Разумовских, имевший в арсенале еще и дядю А.А. Перовского, который не только воспитывал мальчика, но и сочинил для племянника ставшую знаменитой сказку «Чёрная курица»" о приключениях мальчика Алеши, был именно таким баловнем судьбы. Родился будущий поэт в Санкт-Петербурге, но главным местом в жизни признавал Черниговскую губернию, где в раннем детстве жил в имении дяди в селе Погорельцы Сосницкого уезда, а позднее с удовольствием бывал подолгу в имении Красный Рог той же губернии, ныне расположенном на территории Брянской области. Туда ему дядя отовсюду посылал разных животных — мальчик должен иметь зверинец! Но баловням судьбы положено иметь больше — и для творчества, радости и свободного дыхания графу и поэту в одном лице предоставлена была еще усадьба «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом.
С 10 летнего возраста мальчика возили за границу в путешествия, он принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II, вместе с которым в 1838 году тоже ездил по Италиии, на озеро Комо.
В 1834 году Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел, с 1837 года он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843 м — придворное звание камер-юнкера, позднее будет пожалован придворными званиями «в должности церемониймейстера» (1851) и «в должности егермейстера» (1861). Понятно, что дружба с детства с цесаревичем и любовь всех царских родственников, которые всю жизнь любили и уважали Алексея Константиновича, карьере не помеха. Но именно это как раз меньше всего было нужно поэтическому молодому человеку. Только из чувства долга перед семьей он остается на службе, к которой у него «отвращение», он пишет, что ставит «искусство как пользу сто раз выше службы».
Он продолжает путешествовать по красивым заграничным местам почти ежегодно, проводить спокойные и счастливые дни в своих любимых усадьбах, судьба подарит ему и восторг и роскошь любви, встреченной «средь шумного бала, случайно», но для потомков важно другое — из благополучного родовитого мальчика вырос нежнейший, добрейший, благороднейший, честнейший романтик-певец, лирика которого отличается поразительной чистотой, душевностью, безыскусственностью, простотой, искренностью, напевностью, органическим использованием народного языка.
Писал он и романы, и драматические произведения, создавал баллады. Его исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматическая трилогия «Смерть Ивана Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870) не раз издавались, были поставлены на сцене. В
Скромный, благородный и сдержанный, ни словом не попрекавший многочисленную родню жены, заполонившую, а после его смерти и разворовавшую все его усадьбы и имения, не позволявший даже в минуты сильного страдания от тяжелой болезни показать свою слабость, последний потомок когда-то всесильных Разумовских и Толстых, хранил один секрет, который, как он был уверен, поможет России в самые темные времена («...а если б над нею беда и стряслась, потомки беду перемогут!»). И секрет этот — далекое прошлое страны. Ни в настоящем, ни в недавнем прошлом, ни, как оказалось, в нашем обозримом будущем творец не видел никаких предпосылок в государственном устройстве, при которых свобода и законность могли стать прочными. А вот в прошлом такой талисман был — Новгородская республика, когда князей меняли по воле народа и когда, как писал этот друг и любимец царской семьи, «мы еще были честными».
Наверное, в этой его вере в народную основу и есть самая главная красота его личности и творца.
Похороненный в своем любимом Красном Роге Брянской области, поэт, обласканный судьбою, может быть спокоен — все у него вышло, как он хотел. И «по совести», и «по-честному».