Сумароков Александр Петрович

(1717 — 1777)

Этот поэт и драматург считается «отцом русского театра». Своими поэтическими произведениями он поднял отечественную литературу на новую по тем временам высоту.

Он писал стихи, басни, любовную лирику, его поэзия отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким».

И, конечно, он не мог пройти мимо описания красот русской природы, ее рек и просторов, ее основных городов — Москвы и Петербурга. При этом, рассказывая о том же Петербурге, он не просто возносит и восхваляет его величие, а именно опускается до «низких» жанров — личных намеков, почти что сплетен и новостей «по-соседски». Таково, например, «Письмо ко приятелю в Москву». Тут и «любезный брат» — о фаворитах Разумовских, одному из которых отошел Аничков дворец, в котором жил в это время Сумароков и который поэт описывает. Тут и некий сенатор, то ли соученик Сумарокова по кадетскому корпусу, то ли другой, живущий тоже возле Аничкова моста...

Именно такое разнообразие в подходе к литературному труду позволило сохранить память о Сумарокове как об одной из самых знаковых фигур российской словесности. На его произведениях выросли целые поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные сочинения стали учебником для будущих драматургов.

Сумароков Александр Петрович

Этот поэт и драматург считается «отцом русского театра». Своими поэтическими произведениями он поднял отечественную литературу на новую по тем временам высоту.

Он писал стихи, басни, любовную лирику, его поэзия отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким».

И, конечно, он не мог пройти мимо описания красот русской природы, ее рек и просторов, ее основных городов — Москвы и Петербурга. При этом, рассказывая о том же Петербурге, он не просто возносит и восхваляет его величие, а именно опускается до «низких» жанров — личных намеков, почти что сплетен и новостей «по-соседски». Таково, например, «Письмо ко приятелю в Москву». Тут и «любезный брат» — о фаворитах Разумовских, одному из которых отошел Аничков дворец, в котором жил в это время Сумароков и который поэт описывает. Тут и некий сенатор, то ли соученик Сумарокова по кадетскому корпусу, то ли другой, живущий тоже возле Аничкова моста...

Именно такое разнообразие в подходе к литературному труду позволило сохранить память о Сумарокове как об одной из самых знаковых фигур российской словесности. На его произведениях выросли целые поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные сочинения стали учебником для будущих драматургов.


Стихи О Москве

О каких местах писал поэт

Письмо ко князю А.М.Голицыну («Примаюсь за перо...») (отрывок)

<...>
А ты, Москва! А ты, первопрестольный град,
Жилище благородных чад,
Обширные имущая границы,
Сответствуй благости твоей императрицы,
Развей невежество, как прах бурливый ветр!
Того, на сей земле цветуща паче крина,
Желает мудрая твоя Екатерина,
Того на небеси желает мудрый Петр!
Сожни плоды, его посеянны рукою!
Где нет наук, там нет ни счастья, ни покою.
Не думай ты, что ты сокровище нашла,
И уж на самый верх премудрости взошла!

После 1769