Случевский Константин Константинович

(1837 — 1904)

Мнения современников и более поздних исследователей о поэзии Константина Случевского никогда не были единодушными. Причем различие было огромным — от восторгов и поклонения до злых и остроумных насмешек. Именно поэтому, начав публиковать стихи в журналах в 1857 году и получив резко отрицательные отзывы от некоторых изданий и литературоведов, Случевский исчезает на время и опять начинает печатать стихи только в 1878 году. Он иногда исчезал не только из журналов, но и из России. Родившись в Петербурге, он будет воспитываться в Первом кадетском корпусе, откуда в 1855 году выпущен прапорщиком в Семёновский полк, позднее поступит даже в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставит военную службу и отправится за границу, где учился и получил степень доктора философии.

Вернувшись в Россию, он начнет карьеру чиновника — служил в Министерстве внутренних дел (1867–1874), государственных имуществ (1874–1891), состоял членом совета министра внутренних дел, совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера. С 1891 по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник».

Казалось бы, места для поэтического творчества оставалось немного в его буднях. Но звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что у когда-то не очень удачного дебютанта все же есть шансы вписаться в ряды поэтов. Он также начинает печатать рассказы, повести, романы, пьесы и брошюры. А совершив несколько поездок по России в свите великого князя, Случевский описал их в сочинениях «По северу России» 1888 года и «По северо-западу России» 1897 года.

Но и стихи Константин Константинович писал до самой смерти. Причем в них все больше просматривалось влияние возникшего символизма, и при этом именно многие деятели культуры Серебряного века (большинство символистов, В. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак) высоко ценили его творчество и посвящали его поэзии хвалебные статьи.

А все точки в противоречивой оценке поэзии этого поэта и его вклада в русскую литературу расставили уже в постсоветское время: клеймо «забытого» автора сменилось гораздо более корректным в историко-литературном плане званием «несвоевременного поэта», поскольку оно точно указывает на саму «переходную» природу его мироощущения и стиля, отразившую слом поэтических эпох, от классики — к модернизму.

Сам поэт об этом уже ничего не узнает, он в 1904 году был похоронен в Петербурге, но почитатели могут быть довольны — его помнят, а его противоречивость получила статус предшественника модернизма.

Случевский Константин Константинович

Мнения современников и более поздних исследователей о поэзии Константина Случевского никогда не были единодушными. Причем различие было огромным — от восторгов и поклонения до злых и остроумных насмешек. Именно поэтому, начав публиковать стихи в журналах в 1857 году и получив резко отрицательные отзывы от некоторых изданий и литературоведов, Случевский исчезает на время и опять начинает печатать стихи только в 1878 году. Он иногда исчезал не только из журналов, но и из России. Родившись в Петербурге, он будет воспитываться в Первом кадетском корпусе, откуда в 1855 году выпущен прапорщиком в Семёновский полк, позднее поступит даже в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставит военную службу и отправится за границу, где учился и получил степень доктора философии.

Вернувшись в Россию, он начнет карьеру чиновника — служил в Министерстве внутренних дел (1867–1874), государственных имуществ (1874–1891), состоял членом совета министра внутренних дел, совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера. С 1891 по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник».

Казалось бы, места для поэтического творчества оставалось немного в его буднях. Но звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что у когда-то не очень удачного дебютанта все же есть шансы вписаться в ряды поэтов. Он также начинает печатать рассказы, повести, романы, пьесы и брошюры. А совершив несколько поездок по России в свите великого князя, Случевский описал их в сочинениях «По северу России» 1888 года и «По северо-западу России» 1897 года.

Но и стихи Константин Константинович писал до самой смерти. Причем в них все больше просматривалось влияние возникшего символизма, и при этом именно многие деятели культуры Серебряного века (большинство символистов, В. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак) высоко ценили его творчество и посвящали его поэзии хвалебные статьи.

А все точки в противоречивой оценке поэзии этого поэта и его вклада в русскую литературу расставили уже в постсоветское время: клеймо «забытого» автора сменилось гораздо более корректным в историко-литературном плане званием «несвоевременного поэта», поскольку оно точно указывает на саму «переходную» природу его мироощущения и стиля, отразившую слом поэтических эпох, от классики — к модернизму.

Сам поэт об этом уже ничего не узнает, он в 1904 году был похоронен в Петербурге, но почитатели могут быть довольны — его помнят, а его противоречивость получила статус предшественника модернизма.


Стихи О Тунисе

О каких местах писал поэт

Карфаген

Не в праздничные дни в честь славного былого,

Не в честь Творца небес или кого другого

Сияет роскошью, вконец разубрана́,

В великом торжестве прибрежная страна.

От раннего утра, проснувшись с петухами,

Весь город на ногах. Он всеми алтарями,

Зажжёнными с зарёй, клубится и дымит,

И в переливах струн, и в трелях флейт звучит.

От храмов, с их колонн, обвешанных цветами,

Струится свежестью; над всеми площадями,

В венках, блистающих лавровою листвой,

Ряд бронзовых фигур темнеет над толпой.

По главному пути, где высятся гробницы,

Одне вослед другим грохочут колесницы;

С них шкуры львиные блистают желтизной

И поднимают пыль, влачась по мостовой.

Цвет жизни, молодость собою воплощая,

Проходят девушки, листами пальм махая;

Все в пурпуре, ряды старейшин вдоль трибун

Сидят в дыму огней и в рокотаньи струн;

В безмолвной гавани товаров не таскают,

Нет свадьб по городу; суды не заседают;

Не жгут покойников... Все, все молчат дела,

Вся жизнь на торжество великое пошла...

Честь победителю! Исполнено призванье!

Ему весь этот блеск и жизни замиранье,

И пламя алтарей, и мягкий звук струны,

Терпенье мертвого, венчанье старины,

И ликования всех бедных и богатых...

Ему триумфы дня, ему разврат ночной,

Где яркий пурпур тог, смешавшись с белизной

Одежд девических, разорванных, помятых,

Спадет с широких лож на мягкие ковры...

Ему струи вина, ему азарт игры...

И только два лица в народе том молчали,

Во имя истинной и сознанной печали:

И были эти два — философ и поэт...

Они одни из всех молчали! Сотни лет

Прошли с тех давних пор. И нынче там в огромных

Развалинах — шакал гнездится в щелях тёмных,

И правдою веков, великой степи в тон,

Наложен царственно несокрушимый сон...

На сторону тех двух, которые молчали,

Всё перешло молчать! И из безмолвной дали

Степей явилась смерть с песками заодно —

Случилось то, что им казалось — быть должно!