Говорят, что школьники, читавшие на уроках литературы про то, как «деревенские русские люди... свесив русые головы к груди» зря простояли у барского парадного, а потом «..и пошли они, солнцем палимы, повторяя: „Суди его бог!“, разводя безнадежно руками, и, покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами...», после изучения таких стихов становились добрее и великодушнее, и многое меняли в своем отношении к жизни.
Может, конечно, это преувеличение, но то, что в день похорон автора это стихотворение стало первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю и поэту, преувеличением уже никак не назовешь. Это — факт истории. Прощание началось рано утром и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз в январе 1878 года в Санкт-Петербурге, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его упокоения и во время прощальной речи Ф.М. Достоевского, отводившего в ней Некрасову третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервала его криками: «Да выше, выше Пушкина!»
Время разберется с преувеличениями, расставит все по местам, попытки менять нумерацию кумиров в «табели о рангах» всегда будут приниматься неодобрительно, но фигура поэта, издателя, гражданина Николая Алексеевича Некрасова от этого менее великой не станет. Взяв однажды в 17 лет на себя полную ответственность за свою жизнь и последствия своих поступков, приняв осуществившуюся угрозу отца оставить сына без всякой материальной помощи за то, что вместо поступления на военную службу в Санкт-Петербурге тот пошел вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, Николай Некрасов смоделировал свое поведение и жизненное кредо на всю последующую жизнь. Голодал, спал на вокзалах, брался за любую работу, терпел страшную нужду, заболевал от голода и холода, но не переставал идти к цели и не поддавался обстоятельствам. После нескольких лет лишений начал неплохо зарабатывать — давал уроки и печатал небольшие статьи в газетах и журналах, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра под чужим именем, несколько лет усердно работал над прозой, стихами, публицистикой, критикой, но по-прежнему не давал себе покоя и отдыха.
«Господи, сколько я работал!..» — скажет позднее известный уже литератор и издатель Некрасов и никогда так и не расстанется с тем мальчиком Коленькой, который навсегда получил в раннем детстве инъекцию огромной любви и нежности со стороны доброй, ласковой матери и прививку против жестокости и барства со стороны психически нездорового, избивавшего своих крестьян деспота-отца.
Родившись в городке Немиров Подольской губернии Российской империи, где стоял полк отца, он уже в 3 года перебрался с семьей в их родовое имение в деревне Грешнево Ярославской губернии, куда потом в течение жизни будет приезжать очень часто. Впереди ярославская гимназия в 1832 году, где мальчик начнет записывать свои первые стихи, а, начиная с 1838 года, та самая борьба, вопреки воле отца, за выживание в Санкт-Петербурге, а потом успешная литературная работа и книжка его стихов под заглавием «Мечты и звуки», выпущенная в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых.
Он начнет успешно печататься в ведущих российских журналах и станет очень успешным издателем, выпустит много альманахов, а потом, с 1847 по 1866 год, станет руководителем литературного и общественно-политического журнала «Современник», а с 1868 года — редактором журнала «Отечественные записки». Как и его дорогой соратник Белинский, он будет успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. Некрасов привнес в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии.
В спорах литераторов и в трудном выборе направлений Некрасов всегда поддерживал демократическую, разночинскую часть литературы, а позднее народничество, превращая свои издания в орган передовой демократической мысли. Став успешным литератором и издателем, он никогда не переставал быть радетелем за народное благополучие и улучшение участи народной. Он создает такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «На Волге» (1860), «Железная дорога» (1864), затрагивая темы, о которых раньше мало говорили даже в прозе, а в более поздние годы его основной литературной работой стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», вобравшая в себя весь его духовный опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства.
Тяжело заболев в 1875 году, он создаст пронзительно искренние «Последние песни», в которых думает о том, какой след его творчество и работа оставят в жизни страны, о самой угнетенной части которой он печалился всю жизнь в своем творчестве, и не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с крестьянской Россией, говорил от её имени и её языком, а также был выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, что и стало основой идейных и художественных особенностей его творчества.
Он никогда не был «белым и пушистым», но он всегда был равен самому себе и всегда был настоящим — уникальное качество не только для творческой личности. В его личной жизни, в его некоторых пристрастиях и общественных поступках очень легко усмотреть поразительные нравственные изъяны, противоречивость, двойственность. Но это если смотреть в ту строну, где нет места пониманию того, что Некрасов является не только создателем нового периода в русской литературе, но и уникальной для своего времени фигурой, совместившей в одной личности и мецената-издателя, и прогрессивного народного поэта, и политического деятеля, и главное — радетеля за народ не издалека и на сословном расстоянии, а внутри него.
Он остался навсегда среди тех крестьян, что пошли несолоно хлебавши с непокрытыми головами от барского дома, среди полей, на которых растет украденный у труженика-крестьянина урожай, в упряжке бурлаков, оглашающих матушку Волгу своими криками труда и страдания, в могилах под откосами построенной рабским крестьянским трудом железной дороги, и даже среди островков разлившейся реки, на которых спаслись чудом счастливцы заячьего племени. Самые зоркие сердцем и тонкие чувством с благодарностью находят ответы на все традиционные российские вопросы в творчестве поэта и литературного деятеля Николая Алексеевича Некрасова.