Совсем неспокойной случилась жизненная дорога мальчика из деревеньки Коштуги, прятавшейся в местах неблизких — сначала в Олонецкой губернии, а после раздела — в Вологодской области. Вот так и хочется предостеречь юного поэта — «не бери пера жар-птицы», ведь наверняка много похожих сказок про коварство и трудный путь к мечте могла поведать маленькому Николаю его мать — сказительница и плачея, которая занималась обучением сына, благодаря ей он умел читать, писать и узнал основы народного песенного склада. Он и сам не раз колдовал над стихами о своем Заонежье, храня в душе «вещих звуков серебро — отлетевшей жаро-птицы самоцветное перо».
Но мало кто слушает сказки через уши своей судьбы, и очень скоро Николай Клюев, учившийся в церковно-приходской школе в
Друзьям — поэтам, любившим тоже заглянуть за кулисы миров, такие рассказы нравились, Александр Блок говорит о нем как о «провозвестнике народной культуры» и «символе загадочной народной веры», а Сергей Есенин и вовсе считает его своим учителем. Другое дело, скучные представители власти — у них к поэту Клюеву отношение совсем нерадостное, и скоро перо жар-птицы осветит совсем печальную картину.
После нескольких лет голодных странствий, около 1922 года, Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения. С 1923 года поэт жил в Ленинграде, а в начале
Скоро из обычной свободной жизни изымут и его самого, и уже очень больного в 1934 году арестуют по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений», отправят в Нарымский край, но по ходатайству разных друзей и доброжелателей почти парализованного поэта переведут в Томск, где, будто в насмешку над всеми жар-птицами из всех возможных сказок будут еще не раз арестовывать и наказывать по новым «преступным» делам — как участника церковной контрреволюционной группировки или еще как ответчика по делу о никогда не существовавшей «кадетско-монархической повстанческой организации „Союз спасения России“».
Наверное, даже матушка — сказительница из далекой Олонецкой губернии не могла бы ни в каких фантазиях нагадать такую страшную сказку, что окутала и опутала ее сына, расстрелянного в 1937 году и похороненного в братской могиле на одном из томских пустырей, недалеко от пересыльной тюрьмы, в овраге, который назывался Страшным рвом.
Но остались стихи. Первые появились в печати в 1904 году, первый сборник — «Сосен перезвон» — вышел в 1911 году, а в берлинском издательстве «Скифы» в
А перо жар-птицы все же подарило немного света сыну урядника и сказительницы-плачеи из далекой северной деревушки: сборники стихов этого «иконописца от поэзии» переиздаются в наши дни, и современные читатели знают его имя.