Фатьянов Алексей Иванович

(1919 — 1959)

Всякого, кто пожелает вдруг узнать побольше о жизненном пути и творчестве поэта Фатьянова, может ожидать культурный шок. Потому что тут же откроется список из сотни названий и строк, которые, казалось тебе, были всегда — и когда шел в первый класс школы, и когда шел в одиннадцатый, и когда провожал уже своих детей в институт, а внуков на утренники в детский сад. Перечислять даже смешно. Но все же, хоть немного: «На солнечной поляночке», «Соловьи, соловьи, не будите солдат...», «Давно мы дома не были», «Вспомним походы», «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...», «В городском саду играет духовой оркестр...», «Золотые огоньки», «Возвращение солдата», «Песня мщения», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «За тех, кто в пути», «Путевая-дорожная», «Первым делом, первым делом самолеты...», «Сегодня мне невесело», «Шла с ученья третья рота», «На Заречной улице», «Ходят тучи», «Если б гармошка умела», «Сердце солдата»... И так до бесконечности. Потому как эти песни, написанные на стихи Алексея Ивановича, жили вместе с десятками поколений, входили в каждый дом верой в праздник и доброту этого мира и оставались в сердцах людей, а значит, и в бесконечности всего происходящего в жизни Вселенной и человека в ней. Хотя если начать с его рождения, то вся прелесть, духовность, народность и влюбленность в любого человека и труженика, звучащая в его стихах, станет прозрачной и понятной. Вслушайтесь — родился в деревне Малое Петрино, ныне в черте города Вязники Владимирской области в семье, где отец был сыном владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, теперь поселок Мстера Вязниковского района, а мать была дочерью специалиста по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках. Корни крестьян-аристократов, мастеров, достигших в своем русском деле европейского признания, философия старообрядцев, которые оставили изгнавшей их стране фабрики, заводы, производства, технологии и главное — попытку научить забитое любыми режимами население страны уважению самих себя как народа и высокоодаренного труженика. Будущий поэт был четвертым ребенком в семье этих известных по тем меркам и просвещенных предпринимателей. В их особняке в центре Вязников были собственный кинотеатр и библиотека. После конфискации имущества, в 1929-м, семья перебралась в Московскую область, подмосковный тогда поселок Лосиноостровский. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки, здесь начал писать стихи.

В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную студию театре ВЦСПС, в 1937 году принят в театральную школу актерской труппы Центрального театра Красной армии, играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдаленным гарнизонам Дальнего Востока. «Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нес за двоих» — в этой характеристике коллег весь характер, вся личность Алексея Фатьянова.

В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности, быстро стал уже режиссером-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. Только он мог в условиях военной дороги быстро написать целую программу для фронтовых выступлений, переработать газетные материалы в стихи и песни, написать новый злободневный сценарий. В феврале 1942 года ансамбль был отведен в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформирован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке...») стала по-настоящему популярна среди солдат, а потом разнеслась по всей истекающей кровью стране, давая новые силы и веру в то, что «еще споем», раз уж на военной поляне, да про любовь!

В июне 1944 года при содействии Соловьева-Седого Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью, с сентября 1944 года Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара в Венгрия был ранен, награжден медалью «За отвагу».

В апреле 1945 года по инициативе Соловьева-Седого поэт откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступал в передовых частях, все отмечали сочетание литературных данных поэта и работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

При жизни поэта вышла только одна небольшая книга его стихов «Поет гармонь» в 1955 году, после неожиданного ухода, в 1960–1980 х годах стали издавать больше, но это, наверное, тот случай, когда рукописи не так и важны — все творчество на слуху, на виду, в радио- и телеэфире, но главное — в сердцах и душах народных. Что, собственно, и надо помнить об Алексее Ивановиче Фатьянове.

Фатьянов Алексей Иванович

Всякого, кто пожелает вдруг узнать побольше о жизненном пути и творчестве поэта Фатьянова, может ожидать культурный шок. Потому что тут же откроется список из сотни названий и строк, которые, казалось тебе, были всегда — и когда шел в первый класс школы, и когда шел в одиннадцатый, и когда провожал уже своих детей в институт, а внуков на утренники в детский сад. Перечислять даже смешно. Но все же, хоть немного: «На солнечной поляночке», «Соловьи, соловьи, не будите солдат...», «Давно мы дома не были», «Вспомним походы», «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...», «В городском саду играет духовой оркестр...», «Золотые огоньки», «Возвращение солдата», «Песня мщения», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «За тех, кто в пути», «Путевая-дорожная», «Первым делом, первым делом самолеты...», «Сегодня мне невесело», «Шла с ученья третья рота», «На Заречной улице», «Ходят тучи», «Если б гармошка умела», «Сердце солдата»... И так до бесконечности. Потому как эти песни, написанные на стихи Алексея Ивановича, жили вместе с десятками поколений, входили в каждый дом верой в праздник и доброту этого мира и оставались в сердцах людей, а значит, и в бесконечности всего происходящего в жизни Вселенной и человека в ней. Хотя если начать с его рождения, то вся прелесть, духовность, народность и влюбленность в любого человека и труженика, звучащая в его стихах, станет прозрачной и понятной. Вслушайтесь — родился в деревне Малое Петрино, ныне в черте города Вязники Владимирской области в семье, где отец был сыном владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, теперь поселок Мстера Вязниковского района, а мать была дочерью специалиста по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках. Корни крестьян-аристократов, мастеров, достигших в своем русском деле европейского признания, философия старообрядцев, которые оставили изгнавшей их стране фабрики, заводы, производства, технологии и главное — попытку научить забитое любыми режимами население страны уважению самих себя как народа и высокоодаренного труженика. Будущий поэт был четвертым ребенком в семье этих известных по тем меркам и просвещенных предпринимателей. В их особняке в центре Вязников были собственный кинотеатр и библиотека. После конфискации имущества, в 1929-м, семья перебралась в Московскую область, подмосковный тогда поселок Лосиноостровский. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки, здесь начал писать стихи.

В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную студию театре ВЦСПС, в 1937 году принят в театральную школу актерской труппы Центрального театра Красной армии, играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдаленным гарнизонам Дальнего Востока. «Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нес за двоих» — в этой характеристике коллег весь характер, вся личность Алексея Фатьянова.

В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности, быстро стал уже режиссером-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. Только он мог в условиях военной дороги быстро написать целую программу для фронтовых выступлений, переработать газетные материалы в стихи и песни, написать новый злободневный сценарий. В феврале 1942 года ансамбль был отведен в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформирован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке...») стала по-настоящему популярна среди солдат, а потом разнеслась по всей истекающей кровью стране, давая новые силы и веру в то, что «еще споем», раз уж на военной поляне, да про любовь!

В июне 1944 года при содействии Соловьева-Седого Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью, с сентября 1944 года Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара в Венгрия был ранен, награжден медалью «За отвагу».

В апреле 1945 года по инициативе Соловьева-Седого поэт откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступал в передовых частях, все отмечали сочетание литературных данных поэта и работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

При жизни поэта вышла только одна небольшая книга его стихов «Поет гармонь» в 1955 году, после неожиданного ухода, в 1960–1980 х годах стали издавать больше, но это, наверное, тот случай, когда рукописи не так и важны — все творчество на слуху, на виду, в радио- и телеэфире, но главное — в сердцах и душах народных. Что, собственно, и надо помнить об Алексее Ивановиче Фатьянове.


Стихи О реке Клязьма

Стихи о России

О каких местах писал поэт

У старых кленов

В лугах росистых, в лугах зеленых
Течет речонка, что мне мила.
Вон там у кленов, у старых кленов
Меня девчонка не раз ждала.

Слагали песни в траве кузнечики,
В рожок пастуший пастух трубил.
У Клязьмы-речки, у Клязьмы-речки
Прошел я мимо своей любви.

Мой край любимый, к тебе с поклоном
Пришел я после стольких лет!
У старых кленов, зеленых кленов,
Где юность пела, — подружки нет.

Но так же в травах поют кузнечики.
Плывут все так же облака.
И Клязьма-речка, и Клязьма-речка
Течет куда-то издалека.

Но мнится мне, как всем влюбленным,
Когда под вечер жара спадет,
К знакомым кленам, зеленым кленам
Девчонка верная придет.

Так пойте песни в лугах, кузнечики,
У старых кленов я вновь стою, —
Я юность встретил у Клязьмы-речки,
Да вот найду ли любовь свою…

1959

Далеко родные осины...

Далеко родные осины,
Далеко родные края.
Как мать, дожидается сына
Родная сторонка моя.

Там в доме нас ждет и горюет
Родимая мать у дверей,
Солдатское сердце тоскует
О родине милой своей.

Россия, Россия, Россия,
Мы в сердце тебя пронесли.
Прошли мы дороги большие,
Но краше страны не нашли.

1945

Если б я родился не в России...

Если б я родился не в России,

Что бы в жизни делал? Как бы жил?

Как бы путь нелегкий я осилил?

И, наверно б, песен не сложил.

 

В эти дали смог ли наглядеться,

В дали дальние непройденных дорог?

И тебя, тревожащую с детства,

Я бы встретить, милая, не смог.

1959

Земляки

На веселом, на шумном празднике
Я встречаю друзей своих.
— Ничего, что ты не из Вязников,
Уважаю я костромских.

Путь нелегкий у нас за плечами —
От Москвы и до Шпрее-реки.
В бой ходившие однополчане —
Это больше, чем земляки.

Помнишь, нас за кордоном спросили:
— Вы откуда пришли, друзья?
— Мы из нашей Советской России,
Братья мы, мы ее сыновья.
— Земляки, — гордо мы отвечали, —
По своей необъятной стране,
По родству мы однополчане,
Вместе выросшие на войне…

Мы сегодня пируем на празднике,
Только вот, доложу я, беда:
Городок, что над Клязьмою, Вязники
Ты не видывал никогда.

Там сейчас, улыбаясь, наверно,
Рыболовы идут с реки.
Там на фабрике Профинтерна
Шустро бегают челноки.

Там в цвету вязниковские вишни
(Что за запах цветенья окрест!),
Легкий ветер доносит чуть слышно
Вальс, что клубный играет оркестр.

В огородах за строгим порядком
Из скворешен следят скворцы.
Спят под листиками на грядках
Вязниковские огурцы.

А за городом бредит рожью,
Наливным, золотым зерном,
Непоседливый дядя Сережа —
Замечательный агроном.

Там под липами, в старом доме,
Я родился в голодном году,
Там навек полюбил я гармони,
Соловьев и берез красоту.

В путь далекий ты проводил меня,
Край любимый мой, как ты хорош!
Долети моя песнь до Владимира,
А оттуда дорогу найдешь.

На веселом, на шумном празднике
Дружба — в каждом пожатье руки.
Ничего, что ты не из Вязников,
По Отечеству мы земляки.

1948

Как становится тихо...

Как становится тихо
У переднего края,
Вдоль окопов гвоздика
Лепестки расправляет.
И куда ни посмотришь
— Все цветы полевые.
Все березы да зори,
Все Россия! Россия!
Что ты брови насупил,
Боль души пересилив?
Дальше мы не отступим:
Дальше — сердце России.

1942

Родина

Тоскует потихонечку гармонь,
Зима в окно снежинками стучится.
В печурке еле теплится огонь,
Но что-то всем не спится, не лежится.

На улице уж поздняя пора,
На небе звезды вышили узоры.
В землянке не смолкают до утра
Солдатские простые разговоры.

Здесь каждый откровенен. На войне
С друзьями делят радости, печали.
Здесь стали как-то дороги втройне
Края родные и родные дали.

Здесь Родину не меряют страной:
Здесь Родина — простая деревушка,
Здесь Родина — березка под луной
Да старая отцовская избушка.

Так громче же, гармонь моя, звени,
Пусть воют, плачут западные ветры, —
Нам светят нашей Родины огни
За тысячи далеких километров.

1944

Это все Россия

Синее раздолье, голубые весны…
Золотое поле, золотые сосны…
Рек былинная краса, на траве в лугах роса
И поля, и леса — это все Россия!

Надо ли словами говорить о счастье,
Если перед вами мир открытый настежь?
Всюду чудо чудится: светлых зданий корпуса,
Спутник наш в небесах — это все Россия!

Синее раздолье, голубые весны…
Золотое поле, золотые сосны…
Незнакомые моря и целинные края —
Все твоя и моя Родина Россия!

1958