Всякого, кто пожелает вдруг узнать побольше о жизненном пути и творчестве поэта Фатьянова, может ожидать культурный шок. Потому что тут же откроется список из сотни названий и строк, которые, казалось тебе, были всегда — и когда шел в первый класс школы, и когда шел в одиннадцатый, и когда провожал уже своих детей в институт, а внуков на утренники в детский сад. Перечислять даже смешно. Но все же, хоть немного: «На солнечной поляночке», «Соловьи, соловьи, не будите солдат...», «Давно мы дома не были», «Вспомним походы», «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...», «В городском саду играет духовой оркестр...», «Золотые огоньки», «Возвращение солдата», «Песня мщения», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «За тех, кто в пути», «Путевая-дорожная», «Первым делом, первым делом самолеты...», «Сегодня мне невесело», «Шла с ученья третья рота», «На Заречной улице», «Ходят тучи», «Если б гармошка умела», «Сердце солдата»... И так до бесконечности. Потому как эти песни, написанные на стихи Алексея Ивановича, жили вместе с десятками поколений, входили в каждый дом верой в праздник и доброту этого мира и оставались в сердцах людей, а значит, и в бесконечности всего происходящего в жизни Вселенной и человека в ней. Хотя если начать с его рождения, то вся прелесть, духовность, народность и влюбленность в любого человека и труженика, звучащая в его стихах, станет прозрачной и понятной. Вслушайтесь — родился в деревне Малое Петрино, ныне в черте города Вязники Владимирской области в семье, где отец был сыном владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, теперь поселок Мстера Вязниковского района, а мать была дочерью специалиста по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках. Корни крестьян-аристократов, мастеров, достигших в своем русском деле европейского признания, философия старообрядцев, которые оставили изгнавшей их стране фабрики, заводы, производства, технологии и главное — попытку научить забитое любыми режимами население страны уважению самих себя как народа и высокоодаренного труженика. Будущий поэт был четвертым ребенком в семье этих известных по тем меркам и просвещенных предпринимателей. В их особняке в центре Вязников были собственный кинотеатр и библиотека. После конфискации имущества, в
В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную студию театре ВЦСПС, в 1937 году принят в театральную школу актерской труппы Центрального театра Красной армии, играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдаленным гарнизонам Дальнего Востока. «Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нес за двоих» — в этой характеристике коллег весь характер, вся личность Алексея Фатьянова.
В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности, быстро стал уже режиссером-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. Только он мог в условиях военной дороги быстро написать целую программу для фронтовых выступлений, переработать газетные материалы в стихи и песни, написать новый злободневный сценарий. В феврале 1942 года ансамбль был отведен в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформирован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке...») стала по-настоящему популярна среди солдат, а потом разнеслась по всей истекающей кровью стране, давая новые силы и веру в то, что «еще споем», раз уж на военной поляне, да про любовь!
В июне 1944 года при содействии Соловьева-Седого Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью, с сентября 1944 года Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара в Венгрия был ранен, награжден медалью «За отвагу».
В апреле 1945 года по инициативе Соловьева-Седого поэт откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступал в передовых частях, все отмечали сочетание литературных данных поэта и работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.
При жизни поэта вышла только одна небольшая книга его стихов «Поет гармонь» в 1955 году, после неожиданного ухода, в