Дмитриев Иван Иванович

(1760 — 1837)

Потомок смоленских князей, представитель древнего рода Дмитриевых, Иван Иванович принадлежал к той славной и неповторимой категории российских элит, которые проявляли себя и в XVII веке, а уж в XVIII стали опорой, гордостью и основой государства и общества. Называясь литераторами, поэтами, сочинителями, они никогда бы не смогли так играть рифмами и четверостишиями, как поэты золотого XIX века, сыпавшие горстями драгоценные строчки в салонные альбомы красавиц. Не стали бы и мрачной волной тоски и непонятости заливать хрупкую действительность в веке Серебряном, пришедшемся на начало XX века, а потом многозначительно взывать к мирозданию в середине того же века и до наших времен. Поэзия и стихи в их жизни были скорее просто романтической составляющей, без отрыва от очень важного, что считали своим долгом эти великолепно и разносторонне образованные люди, — служения Родине на поприще всевозможных наук, искусства, дипломатии, военной и самой разнообразной государственной деятельности, необходимой для строительства и процветания государства.

Именно так получилось и с мальчиком, родившимся в селе Богородском (теперь Троицкое) Казанской (позднее Симбирской, а ныне Самарской области) губернии. Пугачевский бунт заставит семью бежать в Москву, и в 1772 году Иван был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, а в мае 1774 отец привез его в Петербург, где он окончил полковую школу и в 1778 году стал сержантом.

Стихи он начал писать еще в 1777 году, но впервые они появились в журналах в 1791-м. Многие из них были положены на музыку и стали песнями. Со временем Дмитриев дослужился до полковника, но продолжал скучать по родному селу, родным краям и поэтому при первой возможности брал отпуск и сбегал из Петербурга, планируя уйти в отставку.

Но императрицу Екатерину сменил император Павел, и поэт стал востребованным на государственной службе — товарищ министра, статский советник, обер-прокурор департамента Сената, тайный советник. В 1799 году уйдет в отставку и переедет из Петербурга в Москву, поселится возле Красных ворот и будет заниматься литературой, писать для журналов, готовить издание книг. Но в 1806 году деревянный домик у Красных ворот в Москве останется без хозяина — его вызвал в столицу новый император Александр, и поэт стал сенатором. В 1807 году он наблюдает за сбором земского ополчения в Костромской, Вологодской, Нижегородской, Казанской и Вятской губерниях, в начале 1808-го отправляется в Рязань произвести следствие о злоупотреблениях по тамошнему питейному откупу, потом «исследует» проступки губернатора в Костроме. А в 1810-м — он уже член Государственного совета и министр юстиции.

Окончательно уйдя со службы после 1814 года, он вернулся в Москву, выстроил дом в районе Патриарших прудов и больше никуда не уезжал из города. И если спросить, много ли раз отметил автор своим поэтическим вниманием множество мест российских, где он сумел побывать по службе, то окажется, что все же в его арсенале в основном просто лирические стихи для песен, элегии, оды и басни. Но есть и еще одно важное свойство его литературного творчества: стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка. По мнению современников и критиков, судьба его была счастливой, правда, добавляли они, к счастливой судьбе этого поэта прилагались порядочность, честность, благородство, справедливость, трудолюбие и постоянные поиски новых путей.

Дмитриев Иван Иванович

Потомок смоленских князей, представитель древнего рода Дмитриевых, Иван Иванович принадлежал к той славной и неповторимой категории российских элит, которые проявляли себя и в XVII веке, а уж в XVIII стали опорой, гордостью и основой государства и общества. Называясь литераторами, поэтами, сочинителями, они никогда бы не смогли так играть рифмами и четверостишиями, как поэты золотого XIX века, сыпавшие горстями драгоценные строчки в салонные альбомы красавиц. Не стали бы и мрачной волной тоски и непонятости заливать хрупкую действительность в веке Серебряном, пришедшемся на начало XX века, а потом многозначительно взывать к мирозданию в середине того же века и до наших времен. Поэзия и стихи в их жизни были скорее просто романтической составляющей, без отрыва от очень важного, что считали своим долгом эти великолепно и разносторонне образованные люди, — служения Родине на поприще всевозможных наук, искусства, дипломатии, военной и самой разнообразной государственной деятельности, необходимой для строительства и процветания государства.

Именно так получилось и с мальчиком, родившимся в селе Богородском (теперь Троицкое) Казанской (позднее Симбирской, а ныне Самарской области) губернии. Пугачевский бунт заставит семью бежать в Москву, и в 1772 году Иван был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, а в мае 1774 отец привез его в Петербург, где он окончил полковую школу и в 1778 году стал сержантом.

Стихи он начал писать еще в 1777 году, но впервые они появились в журналах в 1791-м. Многие из них были положены на музыку и стали песнями. Со временем Дмитриев дослужился до полковника, но продолжал скучать по родному селу, родным краям и поэтому при первой возможности брал отпуск и сбегал из Петербурга, планируя уйти в отставку.

Но императрицу Екатерину сменил император Павел, и поэт стал востребованным на государственной службе — товарищ министра, статский советник, обер-прокурор департамента Сената, тайный советник. В 1799 году уйдет в отставку и переедет из Петербурга в Москву, поселится возле Красных ворот и будет заниматься литературой, писать для журналов, готовить издание книг. Но в 1806 году деревянный домик у Красных ворот в Москве останется без хозяина — его вызвал в столицу новый император Александр, и поэт стал сенатором. В 1807 году он наблюдает за сбором земского ополчения в Костромской, Вологодской, Нижегородской, Казанской и Вятской губерниях, в начале 1808-го отправляется в Рязань произвести следствие о злоупотреблениях по тамошнему питейному откупу, потом «исследует» проступки губернатора в Костроме. А в 1810-м — он уже член Государственного совета и министр юстиции.

Окончательно уйдя со службы после 1814 года, он вернулся в Москву, выстроил дом в районе Патриарших прудов и больше никуда не уезжал из города. И если спросить, много ли раз отметил автор своим поэтическим вниманием множество мест российских, где он сумел побывать по службе, то окажется, что все же в его арсенале в основном просто лирические стихи для песен, элегии, оды и басни. Но есть и еще одно важное свойство его литературного творчества: стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка. По мнению современников и критиков, судьба его была счастливой, правда, добавляли они, к счастливой судьбе этого поэта прилагались порядочность, честность, благородство, справедливость, трудолюбие и постоянные поиски новых путей.


Стихи О Москве

О каких местах писал поэт

Освобождение Москвы

Примите, древние дубравы,
Под тень свою питомца муз!
Не шумны петь хочу забавы,
Не сладости цитерских уз;
Но да воззрю с полей широких
На красну, гордую Москву,
Седящу на холмах высоких,
И спящи веки воззову!

В каком ты блеске ныне зрима,
Княжений знаменитых мать!
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
Венец твой перлами украшен;
Алмазный скиптр в твоих руках;
Верхи твоих огромных башен
Сияют в злате, как в лучах;
От Норда, Юга и Востока —
Отвсюду быстротой потока
К тебе сокровища текут;
Сыны твои, любимцы славы,
Красивы, храбры, величавы,
А девы — розами цветут!

Но некогда и ты стенала
Под бременем различных зол;
Едва корону удержала
И свой клонившийся престол;
Едва с лица земного круга
И ты не скрылась от очес!
Сармат простер к тебе длань друга
И остро копие вознес!
Вознес — и храмы воспылали,
На девах цепи зазвучали,
И кровь их братьев потекла!
«Я гибну, гибну! — ты рекла,
Вращая устрашенно око. —
Спасай меня, о гений мой!»
Увы! молчанье вкруг глубоко
И меч, висящий над главой!

Где ты, славянов храбрых сила!
Проснись, восстань, российска мочь!
Москва в плену, Москва уныла,
Как мрачная осення ночь, —
Восстала! все восколебалось!
И князь, и ратай, стар и млад —
Все вкрепку броню ополчалось!
Перуном возблистал булат!
Но кто из тысяч видим мною,
В сединах бодр и сановит?
Он должен быть вождем, главою:
Пожарский то, России щит!
Восторг, восторг я ощущаю!
Пылаю духом и лечу!
Где лира? смело начинаю!
Я подвиг предка петь хочу!

Уже гремят в полях кольчуги;
Далече пыль встает столбом;
Идут России верны слуги;
Несет их вождь, Пожарский, гром!
От кликов рати воют рощи,
Дремавши в мертвой тишине;
Светило дня и звезды нощи
Героя видят на коне;
Летит — и взором луч отрады
В сердца унывшие лиет;
Летит, как вихрь, и движет грады
И веси за собою вслед!

«Откуда шум?» — приникши ухом,
Рек воин, в думу погружен.
Взглянул — и, бледен, с робким духом
Бросается с кремлевских стен.
«К щитам! к щитам! — зовет сармата. —
Погибель нам минуты трата!
Я видел войско сопостат:
Как змий, хребет свой изгибает,
Главой уже коснулось врат;
Хвостом все поле покрывает».
Вдруг стогны ратными сперлись —
Мятутся, строятся, делятся,
У врат, бойниц, вкруг стен толпятся;
Другие вихрем понеслись
Славянам и громам навстречу.

И се — зрю зарево кругом,
В дыму и в пламе страшну сечу!
Со звоном сшибся щит с щитом —
И разом сильного не стало!
Ядро во мраке зажужжало,
И целый ряд бесстрашных пал!
Там вождь добычею Эреве;
Здесь бурный конь, с копьем во чреве,
Вскочивши на дыбы, заржал
И навзничь грянулся на землю,
Покрывши всадника собой;
Отвсюду треск и громы внемлю,
Глушащи скрежет, стон и вой.

Пирует смерть и ужас мещет
Во град, и в долы, и в леса!
Там дева юная трепещет;
Там старец смотрит в небеса
И к хладну сердцу выю клонит;
Там путника страх в дебри гонит,
И ты, о труженик святой,
Живым погребшийся в могиле,
Еще воспомнил мир земной
При бледном дней твоих светиле;
Воспомнил горесть и слезой
Ланиту бледну орошаешь,
И к богу, сущему с тобой,
Дрожащи руки простираешь!

Трикраты день воссиявал,
Трикраты ночь его сменяла;
Но бой еще не преставал,
И смерть руки не утомляла;
Еще Пожарский мещет гром;
Везде летает он орлом —
Там гонит, здесь разит, карает,
Удар ударом умножает,
Колебля мощь литовских сил.
Сторукий исполин трясется —
Падет — издох! и вопль несется:
«Ура! Пожарский победил!»
И в граде отдалось стократно:
«Ура! Москву Пожарский спас!»

О, утро памятно, приятно!
О, вечно незабвенный час!
Кто даст мне кисть животворящу,
Да радость напишу, горящу
У всех на лицах и в сердцах?
Да яркой изражу чертою
Народ, воскресший на стенах,
На кровах, и с высот к герою
Венки летящи на главу;
И клир, победну песнь поющий,
С хоругви в сретенье идущий;
И в пальмах светлую Москву!..
....................................................
................................................
А ты, герой, пребудешь ввеки
Их честью, славой, образцом!
Где горы небо прут челом,
Там шумные помчатся реки;
Из блат дремучий выйдет лес;
В степях возникнут вертограды;
Родятся и исчезнут грады;
Натура новых тьму чудес
Откроет взору изумленну;
Осветит новый луч вселенну —
И воин, от твоей крови,
Тебя воспомнит, возгордится
И паче, паче утвердится
В прямой к отечеству любви!

Лето 1795