Старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая, общая протяженность пути от Москвы до Пекина составляла более 8300 верст. За время своего существования знаменитый путь успел поменять много названий — Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Московский тракт, МоскоМосковско-Сибирский тракт, Государева дорога, но значение его оставалось неизменным: он оказал большое влияние на развитие городов, через которые проходил, и на развитие Сибири в целом. До его появления из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Лишь в 1727 году был подписан договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем, и три года спустя правительство принялось, наконец, за обустройство Сибирского тракта, которое было закончено только в середине XIX века.
Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки (бывшее Рыбино, где создан Музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт»), Тару, Каинск, Колывань, Томск. Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск, Охотск, а южная — на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на восток на Нерчинск и вдоль Шилки и Амура, а вторая поворачивала на юг до Кяхты, к границе с Цинской империей. Именно эта южная ветка называлась «Великий чайный путь». Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой стене, считавшуюся воротами в собственно Китай.
В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали.