Соловьев Владимир Сергеевич

(1853 — 1900)

Личность этого русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста, литературного критика, почётного академика Императорской Академии наук по разряду изящной словесности долгие годы была почти незнакома современной публике. Хотя считается, что именно он стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века, оказал большое влияние на религиозную философию наших корифеев — Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других.

Родившись в Москве в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева, он окончил там же гимназию, а после, в 1869 году, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. В 1873 году Соловьев переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии. В ноябре 1874 года он защитит диссертацию в Санкт-Петербургском государственном университете и получит звание штатного доцента философии, потом год будет жить за границей, а, вернувшись в Москву в 1876 году, быстро переедет в Петербург. Впереди — многолетний труд по истории философской мысли, по истории искусства. Его влияние оказалось очень значительным в набиравших силу литературных течениях — русском символизме и модернизме начала XX века. Он считался основоположником символизма, а его поэзия оказалась одним из основных источников, питавших Серебряный век.

В 1888 году позапрошлого века Владимир Соловьев написал книгу «Русская идея», которая продолжает оставаться актуальной и в наши дни, а строчки из нее звучат как ответы на многие сегодняшние вопросы государственной истории: «...Но истинное величие России — мертвая буква для наших лжепатриотов, желающих навязать русскому народу историческую миссию на свой образец и в пределах своего понимания. Нашим национальным делом, если их послушать, является нечто, чего проще на свете не бывает, и зависит оно от одной-единственной силы — силы оружия...»

Трудные мысли, нерадостные настроения и предчувствия ожидающихся перемен в новом веке, в котором его уже не будет, смягчались только на природе, от соприкосновения с ее силой и величием. В сущности, бесприютная его жизнь скитальца проходила то в гостиницах, то у друзей. Он без конца переезжал с места на место, кочуя по России, посещая заграницу. Часто бывал в Финляндии, где подолгу жил и работал, плавал по Балтийскому морю, наслаждался суровой природой. Поэтому кроме стихов на философские темы он пишет много стихов о местах, где он жил и путешествовал.

Но последнее упокоение Соловьев нашел на московской земле, куда приехал по делу ненадолго.

Как истинный философ и поэт, Владимир Сергеевич Соловьев умел дарить окружающим разные подсказки, одна из них может пригодиться для размышления в смутную минуту: «В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных».

Соловьев Владимир Сергеевич

Личность этого русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста, литературного критика, почётного академика Императорской Академии наук по разряду изящной словесности долгие годы была почти незнакома современной публике. Хотя считается, что именно он стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века, оказал большое влияние на религиозную философию наших корифеев — Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других.

Родившись в Москве в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева, он окончил там же гимназию, а после, в 1869 году, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. В 1873 году Соловьев переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии. В ноябре 1874 года он защитит диссертацию в Санкт-Петербургском государственном университете и получит звание штатного доцента философии, потом год будет жить за границей, а, вернувшись в Москву в 1876 году, быстро переедет в Петербург. Впереди — многолетний труд по истории философской мысли, по истории искусства. Его влияние оказалось очень значительным в набиравших силу литературных течениях — русском символизме и модернизме начала XX века. Он считался основоположником символизма, а его поэзия оказалась одним из основных источников, питавших Серебряный век.

В 1888 году позапрошлого века Владимир Соловьев написал книгу «Русская идея», которая продолжает оставаться актуальной и в наши дни, а строчки из нее звучат как ответы на многие сегодняшние вопросы государственной истории: «...Но истинное величие России — мертвая буква для наших лжепатриотов, желающих навязать русскому народу историческую миссию на свой образец и в пределах своего понимания. Нашим национальным делом, если их послушать, является нечто, чего проще на свете не бывает, и зависит оно от одной-единственной силы — силы оружия...»

Трудные мысли, нерадостные настроения и предчувствия ожидающихся перемен в новом веке, в котором его уже не будет, смягчались только на природе, от соприкосновения с ее силой и величием. В сущности, бесприютная его жизнь скитальца проходила то в гостиницах, то у друзей. Он без конца переезжал с места на место, кочуя по России, посещая заграницу. Часто бывал в Финляндии, где подолгу жил и работал, плавал по Балтийскому морю, наслаждался суровой природой. Поэтому кроме стихов на философские темы он пишет много стихов о местах, где он жил и путешествовал.

Но последнее упокоение Соловьев нашел на московской земле, куда приехал по делу ненадолго.

Как истинный философ и поэт, Владимир Сергеевич Соловьев умел дарить окружающим разные подсказки, одна из них может пригодиться для размышления в смутную минуту: «В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных».


О каких местах писал поэт