Полонский Яков Петрович

(1819 — 1898)

Среди русских писателей XIX века есть поэты и прозаики, чьё творчество не имеет такого значения, как вклад в отечественную словесность титанов, подобных Пушкину, Гоголю или Некрасову. Но без них русская литература наверняка лишилась бы многоцветия и многогранности, широты и глубины отражения русского мира, тщательности и полноты исследования сложной души нашего народа. Таким именно мастером слова был стихотворец и романист Яков Полонский, став символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце девятнадцатого века.

Родился он в самом центре России, в провинциальной Рязани, в семье обедневшего дворянина, служившего в канцелярии рязанского генерал-губернатора, и был старшим из семи детей в семье. Он окончил Рязанскую гимназию в 1838 году и учился на юридическом факультете Московского университета с 1838 по 1844 год. Успел за это время опубликовать первые стихи в журнале «Отечественные записки», но вместе со студенческой волей ему пришлось испытать нужду и голод, поэтому он был счастлив сразу после университета получить место в канцелярии кавказского наместника графа Воронцова и проживал с 1844 года в Одессе, а с 1846-го — в Тифлисе. Именно кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность и напечатанные в поэтических сборниках «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). В стихах того времени ощущается особый колорит, навеянный знакомством поэта с обычаями горцев, с историей борьбы России за утверждение на южных рубежах.

С 1851 года он будет жить в Санкт-Петербурге и все, как и раньше, будут отмечать удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался поэт. Чтобы заработать на жизнь, Яков Петрович становится домашним учителем сына петербургского губернатора и в 1857 году вместе с его семьей едет за границу и много путешествует по Европе, берет уроки рисования у французских художников, знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками — в частности, со знаменитым Александром Дюма. Вернувшись в Петербург в 1858 году с молодой женой, он работает удивительно много и плодотворно, во всех жанрах: от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему прозаических книг художественного содержания, остались его интереснейшие опыты в мемуарах и публицистике. Несмотря на случившуюся в его жизни череду личных травм и трагедий, он продолжает творить, и главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме. В своем кавказском цикле он воссоздал дух и быт народов Кавказа, есть у него и небольшая часть стихов, которая относится к так называемой гражданской лирике.

Говорят, жить в эпоху перемен — наказание свыше. Полонский жил в эпицентре таких перемен — менялись власти, правления, ценности, менялись сами эпохи, и он уже в 1890-е годы, как последний представитель словесности 1840 х годов, напоминал петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов. А литературная критика помнила о нем как о поэте редких вдохновений, стихи которого часто перекладывали на музыку и дарили публике шедевр. И если вы слышали, например, строки романса «Мой костёр в тумане светит, Искры гаснут на лету...», то вы уже тоже прикоснулись к тем мгновениям «редких вдохновений», хозяином и дарителем которых был рязанский мальчик Яков Полонский, похороненный на родине, на территории Рязанского кремля.

Полонский Яков Петрович

Среди русских писателей XIX века есть поэты и прозаики, чьё творчество не имеет такого значения, как вклад в отечественную словесность титанов, подобных Пушкину, Гоголю или Некрасову. Но без них русская литература наверняка лишилась бы многоцветия и многогранности, широты и глубины отражения русского мира, тщательности и полноты исследования сложной души нашего народа. Таким именно мастером слова был стихотворец и романист Яков Полонский, став символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце девятнадцатого века.

Родился он в самом центре России, в провинциальной Рязани, в семье обедневшего дворянина, служившего в канцелярии рязанского генерал-губернатора, и был старшим из семи детей в семье. Он окончил Рязанскую гимназию в 1838 году и учился на юридическом факультете Московского университета с 1838 по 1844 год. Успел за это время опубликовать первые стихи в журнале «Отечественные записки», но вместе со студенческой волей ему пришлось испытать нужду и голод, поэтому он был счастлив сразу после университета получить место в канцелярии кавказского наместника графа Воронцова и проживал с 1844 года в Одессе, а с 1846-го — в Тифлисе. Именно кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность и напечатанные в поэтических сборниках «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). В стихах того времени ощущается особый колорит, навеянный знакомством поэта с обычаями горцев, с историей борьбы России за утверждение на южных рубежах.

С 1851 года он будет жить в Санкт-Петербурге и все, как и раньше, будут отмечать удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался поэт. Чтобы заработать на жизнь, Яков Петрович становится домашним учителем сына петербургского губернатора и в 1857 году вместе с его семьей едет за границу и много путешествует по Европе, берет уроки рисования у французских художников, знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками — в частности, со знаменитым Александром Дюма. Вернувшись в Петербург в 1858 году с молодой женой, он работает удивительно много и плодотворно, во всех жанрах: от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему прозаических книг художественного содержания, остались его интереснейшие опыты в мемуарах и публицистике. Несмотря на случившуюся в его жизни череду личных травм и трагедий, он продолжает творить, и главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме. В своем кавказском цикле он воссоздал дух и быт народов Кавказа, есть у него и небольшая часть стихов, которая относится к так называемой гражданской лирике.

Говорят, жить в эпоху перемен — наказание свыше. Полонский жил в эпицентре таких перемен — менялись власти, правления, ценности, менялись сами эпохи, и он уже в 1890-е годы, как последний представитель словесности 1840 х годов, напоминал петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов. А литературная критика помнила о нем как о поэте редких вдохновений, стихи которого часто перекладывали на музыку и дарили публике шедевр. И если вы слышали, например, строки романса «Мой костёр в тумане светит, Искры гаснут на лету...», то вы уже тоже прикоснулись к тем мгновениям «редких вдохновений», хозяином и дарителем которых был рязанский мальчик Яков Полонский, похороненный на родине, на территории Рязанского кремля.


Стихи О Тбилиси

О каких местах писал поэт

На пути из-за Кавказа

I

Неприступный, горами заставленный,
Ты, Кавказ, наш воинственный край, —
Ты, наш город Тифлис знойно-каменный,
Светлой Грузии солнце, прощай!

Душу, к битвам житейским готовую,
Я за снежный несу перевал.
Я Казбек миновал, я Крестовую
Миновал — недалёко Дарьял.

Слышу Терека волны тревожные
В мутной пене по камням шумят —
Колокольчик звенит — и надёжные
Кони юношу к северу мчат.

Выси гор, в облака погружённые,
Расступитесь — приволье станиц —
Расстилаются степи зелёные —
Я простору не вижу границ.

И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад —
Колокольчик звенит-заливается...
Кони юношу к северу мчат.

Погоняй! гаснет день за курганами,
С вышек молча глядят казаки —
Красный месяц встаёт за туманами,
Недалёко дрожат огоньки —

В стороне слышу карканье ворона —
Различаю впотьмах труп коня —
Погоняй, погоняй! тень Печорина
По следам догоняет меня...

II

Ты, с которой так много страдания
Терпеливо я прожил душой,
Без надежды на мир и свидание
Навсегда я простился с тобой.

Но боюсь — если путь мой протянется —
Из родимых полей в край чужой —
Одинокое сердце оглянется
И сожмётся знакомой тоской. —

Вспомнит домик твой — дворик, увешанный
Виноградными лозами — тень —
Где твоим лепетаньем утешенный,
Я вдавался в беспечную лень.

Вспомнит роз аромат над канавою,
Бубна звон в поздний вечера час,
Твой личак — и улыбку лукавую
И огонь соблазняющих глаз.

Всё, что было обманом, изменою,
Что лежало на мне словно цепь,
Всё исчезло из памяти с пеною
Горных рек, вытекающих в степь.