Лохвицкая Мирра Александровна

(1869 — 1905)

Литературная судьба поэтессы относится к той группе, когда великолепно успешное начало завершилось печальным забвением. Именно так было и у Марии Лохвицкой, взявшей псевдоним Мирра: в начале пути — быстрое признание, восторги читателей, похвалы старших, престижная Пушкинская премия, присужденная молодой поэтессе уже за первый ее сборник; а по прошествии каких-то пятнадцати лет — холодные насмешки законодателей литературной моды, мелочные придирки критиков и равнодушие читающей публики, не удостоившей прежнюю любимицу даже живых цветов на похоронах.

А начался путь поэтессы в Петербурге, в семье, где отец был известным адвокатом, а мать — обрусевшая француженка. Детей в семье было много, и все с поэтическим даром, поэтому две старшие сестры — Мария и Надежда, стали почти соперницами, первая рано уйдет из жизни, а вторая останется как Тэффи, взяв ставший широко известным псевдоним. Семья будет часто переезжать, и в Московское Александровское мещанское училище (позже переименованное в Александровский институт) Мирра поступит в 1882 году уже в Москве. Получив после окончания свидетельство домашней учительницы, Мирра опять возвращается в Петербург и дебютирует в 1888 году, опубликовав несколько стихотворений в петербургском журнале «Север». Начиная с 1889 года стихотворения Мирры Лохвицкой регулярно публиковались в периодических печатных изданиях. В этот период Мирра Лохвицкая познакомилась со многими творческими личностями: писателями, поэтами, критиками, философами. В двадцать лет она писала поразительно зрелые и сильные стихотворения, призывающие наслаждаться жизнью и любить.

В 1890-е годы семья Лохвицких проводила лето в дачном поселке, расположенном между Ораниенбаумом и Петергофом, называемом «Ораниенбаумовской колонией». Впечатления от жизни в этой местности Мирра Лохвицкая отразила в целом ряде своих стихотворений и поэме «У моря». Здесь же она познакомилась и со своим будущим мужем, с которым после свадьбы переедет в 1891 году на жительство в Тихвин и Ярославль. До окончательного возвращения в Петербург в 1898 году Мирра еще успеет побывать в Крыму, где встретит в 1995 году поэта Константина Бальмонта, и это знакомство окажет серьезное влияние на ее жизнь. Восхитившись его стихами, она подарила ему книгу своих стихотворений с подписью «от читательницы и почитательницы», он выразит взаимное восхищение, и отношения закрутятся в прихотливый путаный клубок. Восхищение превратится в своеобразный, порой жестокий творческий поединок, последствия которого для поэтессы Лохвицкой оказались печальными, вплоть до душевного расстройства. В конце 1890 х годов здоровье еще недавно поражавшей своей красотой и нежностью Мирры Лохвицкой стало ухудшаться, она часто болела, страдала от болей в сердце и депрессии, и в 1905 году она уже была прикована к постели. В этом же году ее не стало.

Поэтический мир ее часто называли слишком узким. Отчасти так и было, и сама о себе она говорила: «Я? женщина и только». В ее произведениях больше внутренних переживаний, чем впечатлений от внешнего мира. На первый взгляд кажется, что современная эпоха вовсе не отражается в ее творчестве. Но ее стиль невозможно спутать с чьим-либо другим. В лирике Мирры Лохвицкой важное место занимала музыкальная стихия, подчиняющая себе темы, образы и ритмы. Такой она и вызывает новый интерес у современных литературоведов, которые как раз ставят ей в заслугу именно то, что она смогла сделать принципиально новый шаг в поэзии — «утверждение чисто-женского взгляда на мир». В этом отношении именно Лохвицкая считается основоположницей русской «женской поэзии» XX века, проложившей путь для А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и других русских поэтесс. И пусть вместо цветов, которых не случилось для поэтессы в день проводов, послужит одно из мнений критика того времени: «Пламенная, страстная, женственно-изящная, порой в своих стихах слишком нервная, почти болезненная, но всегда индивидуальная, она явилась странным сочетанием земли и неба, плоти и духа, греха и порыва ввысь, здешней радости и тоски о „блаженстве нездешней страны“, по грядущему „царству святой красоты“».

Лохвицкая Мирра Александровна

Литературная судьба поэтессы относится к той группе, когда великолепно успешное начало завершилось печальным забвением. Именно так было и у Марии Лохвицкой, взявшей псевдоним Мирра: в начале пути — быстрое признание, восторги читателей, похвалы старших, престижная Пушкинская премия, присужденная молодой поэтессе уже за первый ее сборник; а по прошествии каких-то пятнадцати лет — холодные насмешки законодателей литературной моды, мелочные придирки критиков и равнодушие читающей публики, не удостоившей прежнюю любимицу даже живых цветов на похоронах.

А начался путь поэтессы в Петербурге, в семье, где отец был известным адвокатом, а мать — обрусевшая француженка. Детей в семье было много, и все с поэтическим даром, поэтому две старшие сестры — Мария и Надежда, стали почти соперницами, первая рано уйдет из жизни, а вторая останется как Тэффи, взяв ставший широко известным псевдоним. Семья будет часто переезжать, и в Московское Александровское мещанское училище (позже переименованное в Александровский институт) Мирра поступит в 1882 году уже в Москве. Получив после окончания свидетельство домашней учительницы, Мирра опять возвращается в Петербург и дебютирует в 1888 году, опубликовав несколько стихотворений в петербургском журнале «Север». Начиная с 1889 года стихотворения Мирры Лохвицкой регулярно публиковались в периодических печатных изданиях. В этот период Мирра Лохвицкая познакомилась со многими творческими личностями: писателями, поэтами, критиками, философами. В двадцать лет она писала поразительно зрелые и сильные стихотворения, призывающие наслаждаться жизнью и любить.

В 1890-е годы семья Лохвицких проводила лето в дачном поселке, расположенном между Ораниенбаумом и Петергофом, называемом «Ораниенбаумовской колонией». Впечатления от жизни в этой местности Мирра Лохвицкая отразила в целом ряде своих стихотворений и поэме «У моря». Здесь же она познакомилась и со своим будущим мужем, с которым после свадьбы переедет в 1891 году на жительство в Тихвин и Ярославль. До окончательного возвращения в Петербург в 1898 году Мирра еще успеет побывать в Крыму, где встретит в 1995 году поэта Константина Бальмонта, и это знакомство окажет серьезное влияние на ее жизнь. Восхитившись его стихами, она подарила ему книгу своих стихотворений с подписью «от читательницы и почитательницы», он выразит взаимное восхищение, и отношения закрутятся в прихотливый путаный клубок. Восхищение превратится в своеобразный, порой жестокий творческий поединок, последствия которого для поэтессы Лохвицкой оказались печальными, вплоть до душевного расстройства. В конце 1890 х годов здоровье еще недавно поражавшей своей красотой и нежностью Мирры Лохвицкой стало ухудшаться, она часто болела, страдала от болей в сердце и депрессии, и в 1905 году она уже была прикована к постели. В этом же году ее не стало.

Поэтический мир ее часто называли слишком узким. Отчасти так и было, и сама о себе она говорила: «Я? женщина и только». В ее произведениях больше внутренних переживаний, чем впечатлений от внешнего мира. На первый взгляд кажется, что современная эпоха вовсе не отражается в ее творчестве. Но ее стиль невозможно спутать с чьим-либо другим. В лирике Мирры Лохвицкой важное место занимала музыкальная стихия, подчиняющая себе темы, образы и ритмы. Такой она и вызывает новый интерес у современных литературоведов, которые как раз ставят ей в заслугу именно то, что она смогла сделать принципиально новый шаг в поэзии — «утверждение чисто-женского взгляда на мир». В этом отношении именно Лохвицкая считается основоположницей русской «женской поэзии» XX века, проложившей путь для А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и других русских поэтесс. И пусть вместо цветов, которых не случилось для поэтессы в день проводов, послужит одно из мнений критика того времени: «Пламенная, страстная, женственно-изящная, порой в своих стихах слишком нервная, почти болезненная, но всегда индивидуальная, она явилась странным сочетанием земли и неба, плоти и духа, греха и порыва ввысь, здешней радости и тоски о „блаженстве нездешней страны“, по грядущему „царству святой красоты“».


О каких местах писал поэт