Крылов Иван Андреевич

(1769 — 1844)

Баснописца Крылова из школьной программы можно представлять как большого добродушного дедушку, окруженного забавными животными, а можно знать мнения о нем, как о далеко не самом добром человеке, начавшем свою творческую жизнь с написания сатир, комедий, трагедий и пьес, создания сатирического журнала «Почта духов», журналов «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

И только позднее оформится его необыкновенный талант баснописца. Вся литературная деятельность Крылова приходится на время жизни в Петербурге. Родившись в Москве, все свое детство будущий баснописец провел в Твери и ее окрестностях, но уехал оттуда юношей и вся государственная служба, все публикации и награды, и слава и похвалы и простых людей, и царских особ — это Санкт-Петербург до конца его жизни. Там он творил, там печатался, издавал, выпускал, посещал и служил — от Казенной палаты до Императорской публичной библиотеки.

Трудно точно определить все же, почему этот ленивый и неряшливый обжора, заботящийся всю жизнь только о себе и своем желудке, стал у современников фигурой, которая заслуживала всего самого почетного — от должностей, орденов и званий до просто обычной искренней любви публики, ее признания этого автора. Или все же, может быть, причина кроется в том, что, как отмечал гениальный Пушкин, в баснях Крылов явился первым «истинно народным» писателем, и в языке, и в образах (его звери, птицы, рыбы и даже мифологические фигуры — истинно русские люди, каждый с характерными чертами эпохи и общественного положения), и в идеях. Он симпатизирует русскому рабочему человеку, недостатки которого, однако, прекрасно знает и изображает сильно и ясно.

Его басни — это не сухая нравоучительная аллегория, а живая стоактная драма, со множеством прелестно очерченных типов, истинное «зрелище жития человеческого», рассматриваемого с известной точки зрения, когда автор, сатирик-пессимист не требует и не клеймит, плохо верит в возможность исправить людей какими бы то ни было мерами и стремится лишь к уменьшению количества лжи и зла. И чувствуется, что прекрасно понимает, как часто слаб и зависим может быть человек. А человек в ответ на это — ценит и становится почитателем, а то и другом автора.

Крылов Иван Андреевич

Баснописца Крылова из школьной программы можно представлять как большого добродушного дедушку, окруженного забавными животными, а можно знать мнения о нем, как о далеко не самом добром человеке, начавшем свою творческую жизнь с написания сатир, комедий, трагедий и пьес, создания сатирического журнала «Почта духов», журналов «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

И только позднее оформится его необыкновенный талант баснописца. Вся литературная деятельность Крылова приходится на время жизни в Петербурге. Родившись в Москве, все свое детство будущий баснописец провел в Твери и ее окрестностях, но уехал оттуда юношей и вся государственная служба, все публикации и награды, и слава и похвалы и простых людей, и царских особ — это Санкт-Петербург до конца его жизни. Там он творил, там печатался, издавал, выпускал, посещал и служил — от Казенной палаты до Императорской публичной библиотеки.

Трудно точно определить все же, почему этот ленивый и неряшливый обжора, заботящийся всю жизнь только о себе и своем желудке, стал у современников фигурой, которая заслуживала всего самого почетного — от должностей, орденов и званий до просто обычной искренней любви публики, ее признания этого автора. Или все же, может быть, причина кроется в том, что, как отмечал гениальный Пушкин, в баснях Крылов явился первым «истинно народным» писателем, и в языке, и в образах (его звери, птицы, рыбы и даже мифологические фигуры — истинно русские люди, каждый с характерными чертами эпохи и общественного положения), и в идеях. Он симпатизирует русскому рабочему человеку, недостатки которого, однако, прекрасно знает и изображает сильно и ясно.

Его басни — это не сухая нравоучительная аллегория, а живая стоактная драма, со множеством прелестно очерченных типов, истинное «зрелище жития человеческого», рассматриваемого с известной точки зрения, когда автор, сатирик-пессимист не требует и не клеймит, плохо верит в возможность исправить людей какими бы то ни было мерами и стремится лишь к уменьшению количества лжи и зла. И чувствуется, что прекрасно понимает, как часто слаб и зависим может быть человек. А человек в ответ на это — ценит и становится почитателем, а то и другом автора.


Стихи О Москве

О каких местах писал поэт

Ворона и Курица

Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —
Ей с возу Курица кричит. —
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат».
«Мне что до этого за дело? —
Вещунья ей в ответ. — Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры — как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
____________

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься;
А как на деле с ним сочтешься —
Попался, как ворона в суп!

1812