Казакова Римма Федоровна

(1932 — 2008)

Может ли так случиться, что в скором будущем не останется людей, которые бы слышали имена и фамилии поэтов, писателей, литераторов, которые еще полвека назад были на слуху, и каждый обучавшийся хоть где-то человек мог быть в курсе, о ком идет речь? Абсолютно возможный сценарий, потому как уже и сейчас часто поэтическое творчество может идти своим путем, а публика — совсем другим. Но история же и знает немало случаев, когда эти пути неожиданно пересекались в десятилетиях или, может, даже веках, и автор не был забыт, и рукописи возвращались. Тут главный критерий — для нас, таких разных и непростых, или для себя, любимого, писал автор. Лирика поэта Риммы Казаковой, по мнению критиков, отличается чуткостью к человеческим страданиям и ее творчество определено характерными для конца 1950 х годов поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Искала она все это в знатной компании поколения «шестидесятников» вместе с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским, ее первые стихи были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник «Встретимся на Востоке».

Истоки отношения к миру и людям, конечно, как всегда, в детстве — родилась в крымском Севастополе, полном героической истории, отец был военным, а имя, родителями придумали девочке патриотическое — РЭМО, что означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». На Римму она поменяет его в 20 лет. Но дух борьбы, преданности, соучастия во всем происходящем в стране не изменится в ней до конца.

Дитя военного времени, она много будет и переезжать с семьей: детство проведет в Белоруссии, школьные годы — в Ленинграде, там же окончит исторический факультет Ленинградского государственного университета. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске, работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии, пока не начала печататься и выпускать книги. Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. По работе девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства, эти поездки и люди помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее отмеченные публикой и критикой стихотворения. В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР, в 1964 году окончила Высшие литературные курсы при Союзе писателей, была секретарем правления Союза писателей, а с 1999 года избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни. Сухие данные, которые когда-то означали право на драгоценное благополучие, а то и просто на жизнь, при свете сегодняшнего дня оказались выцветшими глиняными черепками, вот почему так важны те смыслы, отношения и внутренние истоки, которые вкладывала в свои стихи поэтесса Римма Федоровна Казакова. Они как раз и могут стать тем единственным, что останется на ладонях у читателя в качестве самых драгоценных каменьев и россыпей, которые не могут потускнеть и бесценны в любую пору.

Казакова Римма Федоровна

Может ли так случиться, что в скором будущем не останется людей, которые бы слышали имена и фамилии поэтов, писателей, литераторов, которые еще полвека назад были на слуху, и каждый обучавшийся хоть где-то человек мог быть в курсе, о ком идет речь? Абсолютно возможный сценарий, потому как уже и сейчас часто поэтическое творчество может идти своим путем, а публика — совсем другим. Но история же и знает немало случаев, когда эти пути неожиданно пересекались в десятилетиях или, может, даже веках, и автор не был забыт, и рукописи возвращались. Тут главный критерий — для нас, таких разных и непростых, или для себя, любимого, писал автор. Лирика поэта Риммы Казаковой, по мнению критиков, отличается чуткостью к человеческим страданиям и ее творчество определено характерными для конца 1950 х годов поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Искала она все это в знатной компании поколения «шестидесятников» вместе с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским, ее первые стихи были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник «Встретимся на Востоке».

Истоки отношения к миру и людям, конечно, как всегда, в детстве — родилась в крымском Севастополе, полном героической истории, отец был военным, а имя, родителями придумали девочке патриотическое — РЭМО, что означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». На Римму она поменяет его в 20 лет. Но дух борьбы, преданности, соучастия во всем происходящем в стране не изменится в ней до конца.

Дитя военного времени, она много будет и переезжать с семьей: детство проведет в Белоруссии, школьные годы — в Ленинграде, там же окончит исторический факультет Ленинградского государственного университета. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске, работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии, пока не начала печататься и выпускать книги. Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. По работе девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства, эти поездки и люди помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее отмеченные публикой и критикой стихотворения. В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР, в 1964 году окончила Высшие литературные курсы при Союзе писателей, была секретарем правления Союза писателей, а с 1999 года избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни. Сухие данные, которые когда-то означали право на драгоценное благополучие, а то и просто на жизнь, при свете сегодняшнего дня оказались выцветшими глиняными черепками, вот почему так важны те смыслы, отношения и внутренние истоки, которые вкладывала в свои стихи поэтесса Римма Федоровна Казакова. Они как раз и могут стать тем единственным, что останется на ладонях у читателя в качестве самых драгоценных каменьев и россыпей, которые не могут потускнеть и бесценны в любую пору.


Стихи О Москве

Стихи о России

О каких местах писал поэт

День города

...Да, Москва, ты видала немало,
ты себя воспевала и жгла,
ты, быть может, не все понимала,
но дышала, жила и была.

Ты была отупением буден,
опрокинутых в праздничный шквал,
и не только вождем на трибуне,
а народом, что мимо шагал.

Как постичь, где просвет, а где прочерк,
как, что втоптано, вспомнить, поднять,
ту же самую Красную площадь
как по-новому сердцем понять?

Только дни с дребеденью мирскою,
только лобные дни — не навек.
Ты, Москва, остаешься Москвою,
бесконечная, как человек.

И враждебной виной не заляпать
неубитые наши мечты,
и нечистым рукам не залапать
первозданной твой лепоты!

Кто — костьми, кто — душою, не вбитой
в безысходность чужой колеи,
мы в чумных, черных пятнах обиды,
те же самые дети твои.

Что-то начато, что-то маячит,
рвется в подлинный мир из мирка.
Мы людьми остаемся, а значит —
остается Москвою Москва.

1988

Столичная рапсодия

КРЫМСКИЙ МОСТ

 

            Город мой вечерний,

город мой, Москва!

Весь ты — как кочевье

с Крымского моста.

            Убегает в водах

вдаль твое лицо.

Крутится без отдыха

в парке колесо.

            Крутится полсвета

по тебе толпой.

Крутится планета

прямо под тобой.

            И по грудь забрызган

звездным серебром

мост летящий Крымский —

мой ракетодром.

            Вот стою, перила

грустно теребя.

Я уже привыкла

покидать тебя.

            Все ношусь по свету я

и не устаю.

Лишь порой посетую

на судьбу свою.

            Прокаленной дочерна

на ином огне,

как замужней дочери,

ты ответишь мне:

            «Много или мало

счастья и любви,

сама выбирала,

а теперь — живи…»

            Уезжаю снова.

Снова у виска

будет биться слово

странное «Москва».

            И рассветом бодрым

где-нибудь в тайге

снова станет больно

от любви к тебе.

            Снова все к разлуке,

снова неспроста —

сцепленные руки

Крымского моста.


1972


II

Ах, Москва моя летняя!

Звезды. Храмов лукошки…

Олимпийская ленточка

в неспортивной ладошке.

Чтоб к тебе природниться,

все сумела, сумею,

хоть не стала столица

чемпионкой твоею,

капиллярчик твой лучик

в свете, хлынувшем разом,

от равненья на лучших

чуть косящая глазом…

Твой, с мечтой беззаветной —

искру нежную высечь,

твой, совсем незаметный

человечек из тысяч,

все молящий душою:

вот такою большою,

породненной, родною

пребывай надо мною!

Пребывай многоточьем,

обещающим, вещим…

Пребывай моим отчим,

моим истинно вечным.

Ах, какого ты роста!

Как добра твоя сила.

И как славно и просто

подрастать пригласила.

Оттого и не маюсь

и с веселой толпою

я расту, поднимаюсь,

обнимаюсь с тобою…


1981


III

            Мой город, я с тобою — не одна.

Твой взгляд, с вниманьем пристальным

и жаждой

в мой каждый шаг вникающий, — за каждой

стеной, за каждой линзою окна.

            Днем, в сумерках, в прозрачный ранний час,

спасаясь от дождя, на солнце жарясь

или в метро полого погружаясь,

в себе, в своем я ощущаю нас.

            И всем, кто одинок, помочь хочу:

подросточку, что смотрит грустновато

из будки телефона-автомата,

усталому седому москвичу,

            который постигает новый жанр

пенсионерской поступи по скверу,

приезжему, утратившему веру

в отзывчивость столичных горожан.

            Мой город, весь — от сути до мазка,

твой вечный дополняющего облик,

ты — музыка, я — отголосок, отклик,

отливочка безмерного «Москва».

            Я не одна здесь, у Москвы-реки,

где куполов округлость золотая,

где снег, на стены красные слетая,

касается свежо моей руки.

            Твой гул и шум — такая тишина…

А тишина — кипенье многолюдья.

Несу тебя в себе, и, что ни будет,

мой город, я с тобою — не одна!

            И добротой твоей окрылено

в моей душе органно, оркестрово

рождается несказанное слово…

Тебе и мне принадлежит оно.

1984

Гимн России

Славься, Русь,
святая и земная,
в бурях бед
и в радости побед.
Ты одна
на всей земле —
родная,
и тебя дороже нет.
Ты полна любви и силы,
ты раздольна и вольна.
Славься, Русь,
великая Россия,
наша светлая страна!
Русь моя, всегда за все в ответе,
для других
ты не щадишь себя.
Пусть хранят
тебя на белом свете
правда,
вера
и судьба!

1991—1992

Для России нехитрым был выбор...

Для России нехитрым был выбор.
Или — прочь отошел,
или — выпил...
Ну и правильно,
коль разобраться!
То горчим на устах,
то торчим на постах
и то славу куем,
то — богатство.

У России все — так,
через шляпу.
Ни Америку к нам,
ни Европу
не приладить.
Трясет — не дай Боже!
Нас умом не понять.
А какую-то мать
понимать и не надо, похоже.

Не измерить нас общим аршином
на просторе, пока что обширном.
Все нас губит —
никак не погубит!
Кто-то все же поймет
наш неровный полет —
тот, кто верит, однако,
и любит.

Любить Россию нелегко

Любить Россию нелегко,
она — в ухабах, и траншеях,
и в запахах боев прошедших,
как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.

Страна, как истина, одна, —
она не станет посторонней,
и благостней, и проторенней
тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно — любить Россию,
хотя любить и нелегко.

Прозрачно Подмосковье, как росинка...

Прозрачно Подмосковье, как росинка

на крохотном березовом листе.
В росинке отражается Россия
во всей своей прозрачной чистоте.

Прозрачно елок синее сиянье.
Проталины прозрачны и ручьи.
И песни, что слагают россияне.
И первые весенние грачи.

Идешь ли по грибы или на лыжах,
прямым путем или тропинкой вкось, —
рябинника, снежинка, каждый рыжик
просвечивают стеклышком насквозь.

И человек, что был глухим, незрячим,
становится вдруг светел и прозрачен.
И я сама былинкою свечусь,
бесстрашию открытости учусь.

Гляжусь, как в речку дерево,
в Россию,
где у лугов и вод — как у огня,
где я пройду сквозь каждую осинку
и каждая осинка — сквозь меня.

И, словно это я леса растила,
луга косила, ставила дома,
во мне Россия, будто я — Россия,
и я в России — как она сама.

1974

Россию делает береза

Россию делает береза.
Смотрю спокойно и тверезо,
еще не зная отчего,
на лес с лиловинкою утра,
на то, как тоненько и мудро
береза врезана в него.

Она бела ничуть не чинно,
и это главная причина
поверить нашему родству.
И я живу не оробело,
а, как береза, черно-бело,
хотя и набело живу.

В ней есть прозрачность и безбрежность,
и эта праведная грешность,
и чистота — из грешной тьмы, —
которая всегда основа
всего людского и лесного,
всего, что — жизнь, Россия, мы.

Березу, как букварь, читаю,
стою, и полосы считаю,
и благодарности полна
за то, что серебром черненым
из лип, еловых лап, черемух,
как в ночь луна, горит она.

Ах ты, простуха, ах, присуха!
Боюсь не тяжкого проступка,
боюсь, а что, как, отличив
от тех, от свойских, не накажут
меня березовою кашей,
от этой чести отлучив…

А что, как смури не развеет
березовый горячий веник,
в парилке шпаря по спине…
Люби меня, моя Россия.
Лупи меня, моя Россия,
да только помни обо мне!

А я-то помню, хоть неброска
ты, моя белая березка,
что насмерть нас с тобой свело.
И чем там душу ни корябай,
как детство, курочкою рябой,
ты — все, что свято и светло.

1968