Непростая это работа — определить отношение к фактам и событиям в жизни этого поэта — символиста, философа, переводчика и драматурга, литературного критика, педагога, доктора филологических наук, идеолога дионисийства, лучшего сонетиста и вообще в конце концов одной из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века. Все эти определения дают литературоведы, и здесь сомневаться не приходится. Сложнее с другими аспектами жизни поэта. Вот родился мальчик в Москве в небогатой семье землемера и внучки сельского священника, в годы учебы в московской гимназии в
Развитие революционных событий, которые не заставили себя долго ждать, противоречило созданной Ивановым концепции истории. Но он первое время относится к происходящему лояльно, читает лекции в различных учебных заведениях, является одним из организаторов и руководителей театральных и литературных отделов. В 1923 году Иванов снова овдовел и уехал на юг, где нашел пристанище в Бакинском университете. Там он читает лекции, занимается со студентами, а уже в 1924 году навсегда уедет в Италию, чтобы посвятить жизнь в основном академическим занятиям, преподавать новые и древние языки студентам колледжа, а затем обосноваться в Риме, работать там в Римской католической семинарии и в Папском Восточном институте Ватикана.
Можно считать, что жизнь удалась? По крайней мере это подтверждают многочисленные свидетельства его поклонников о большой роли в поэтическом мире России тех лет, где в Петербурге, после приезда из-за границы в 1905 году, Вячеслав Иванов устраивает собрания, в своей квартире, снятой на последнем этаже в доме с угловой башней. Именно этот архитектурный элемент дал название традиционным «средам» у Иванова — «башня» стала центром притяжения своеобразной художнической колонии, местом собраний модернистски ориентированных литераторов и художников. Ивановские «среды» продолжались вплоть до 1912 года и считались эпохальным явлением в культурной жизни России. В частности, именно во время собраний в «башне» удалось объединить реалистов и символистов вокруг идеи создания театра, выдвигавшейся Всеволодом Мейерхольдом, который хотел соединить теории Вячеслава Иванова о возрождении роли греческого хора и идеи М. Горького о народном уличном театре.
Чем завершилось преследование этой высокой цели для Мейерхольда и Горького, уточнять нет смысла, но для теоретика Иванова это уже не имело никакого значения. Сменив «башню» на квартиру на Тарпейской скале в Риме, он углубился в объемный труд — «Повесть о Светомире царевиче», ставший его итогом размышлений о судьбах России, этакой «русской Илиадой», излагавшей, правда, «альтернативную, реально не имевшую места историю России». «Огромным мифилогизированным символом русской жизни и истории» называют эту книгу исследователи.