Хомяков Алексей Степанович

(1804 — 1860)

Когда исследователи жизни и творчества Алексея Хомякова берутся перечислять все его способности и таланты, слушатели могут не успевать записать. Он изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны, имел фантастические способности к языкам, зная, по расчетам одних исследователей, более 20 иностранных языков, по мнению других — их число было за 30. Он постоянно работал над собой, стал художником, публицистом, богословом, философом, основоположником раннего славянофильства и, без сомнения, очень заслуженным член-корреспондентом Петербургской академии наук. Бесконечно совершенствуя свои и без того бесподобные познания, он использовал их самым неожиданным образом — например, доказал соответствие русского языка с санскритом, то есть с литературным языком Древней Индии.

И не спрашивайте, зачем, как и почему это могло происходить с одним человеком, лучше просто порадуйтесь вместе с его современниками, которые слагали о нем куплеты — «...поэт, механик и филолог, врач, живописец и теолог, общины русской публицист, ты мудр, как змий, как голубь чист...».

А еще этот мальчик, родившийся в старинной дворянской семье на древней улице Ордынке в Москве, был к тому же и поэтом. Семья его в 1815 году переехала жить в Санкт-Петербург, но учиться он вернулся в Москву, и первые его стихотворные опыты относятся именно ко времени учебы в Московском университете, где он попутно в 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. Но ученым-математиком юный Хомяков быть не захотел, а, узнав о восстании 1821 года против турецкого ига в Греции, обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой. Чтобы уже в 1822 году, окончив университет, поступить на военную службу: сначала в Астраханском кирасирском полку в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку в Санкт-Петербурге. В это время он знакомится с декабристами, печатает свои стихи в альманахе Рылеева и Бестужева «Полярная звезда».

В 1825 году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу — Париж, Франция, Швейцария, Австрия. Он будет заниматься живописью в Париже, писать историческую драму «Ермак» на теплых берегах, но к европейским благам останется в результате холоден, а уж Францию и вовсе воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. И в 1828 году, с началом Русско-турецкой войны, вернулся в Россию на службу в Белорусский гусарский полк, принимал участие в нескольких сражениях, был дважды ранен и за храбрость получил орден Святой Анны с бантом и Владимирский крест. После заключения мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

В это время Алексей Степанович еще больше погружается в философские раздумья и научные занятия, в которых огромное место занимают вопросы соотношения и взаимодействия русской и европейской культур. В течение 1830 х годов у мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики назовут «славянофильством», а уже в начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с западниками — Герценым и Грановским. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, Хомяков был на голову выше западников и легко опровергал их схемы.

В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп, а его стихи продолжают быть полны патриотического, гражданского звучания и при этом простой любви к природе, родному краю и просто человеку.

Когда-то, во времена военной службы, его командир сделал запись о 18 летнем воине как о человеке нравственном, духовном, возвышенном, который «..обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом». Опыт жизни ничего не изменил в поэтичном и патриотичном вундеркинде и полиглоте с древней родословной — он продолжал служить Родине и ее людям. И именно поэтому лечил местных крестьян во время холерной эпидемии, рискуя жизнью. Он заразился и умер 23 сентября 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области), был похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Хомяков Алексей Степанович

Когда исследователи жизни и творчества Алексея Хомякова берутся перечислять все его способности и таланты, слушатели могут не успевать записать. Он изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны, имел фантастические способности к языкам, зная, по расчетам одних исследователей, более 20 иностранных языков, по мнению других — их число было за 30. Он постоянно работал над собой, стал художником, публицистом, богословом, философом, основоположником раннего славянофильства и, без сомнения, очень заслуженным член-корреспондентом Петербургской академии наук. Бесконечно совершенствуя свои и без того бесподобные познания, он использовал их самым неожиданным образом — например, доказал соответствие русского языка с санскритом, то есть с литературным языком Древней Индии.

И не спрашивайте, зачем, как и почему это могло происходить с одним человеком, лучше просто порадуйтесь вместе с его современниками, которые слагали о нем куплеты — «...поэт, механик и филолог, врач, живописец и теолог, общины русской публицист, ты мудр, как змий, как голубь чист...».

А еще этот мальчик, родившийся в старинной дворянской семье на древней улице Ордынке в Москве, был к тому же и поэтом. Семья его в 1815 году переехала жить в Санкт-Петербург, но учиться он вернулся в Москву, и первые его стихотворные опыты относятся именно ко времени учебы в Московском университете, где он попутно в 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. Но ученым-математиком юный Хомяков быть не захотел, а, узнав о восстании 1821 года против турецкого ига в Греции, обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой. Чтобы уже в 1822 году, окончив университет, поступить на военную службу: сначала в Астраханском кирасирском полку в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку в Санкт-Петербурге. В это время он знакомится с декабристами, печатает свои стихи в альманахе Рылеева и Бестужева «Полярная звезда».

В 1825 году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу — Париж, Франция, Швейцария, Австрия. Он будет заниматься живописью в Париже, писать историческую драму «Ермак» на теплых берегах, но к европейским благам останется в результате холоден, а уж Францию и вовсе воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. И в 1828 году, с началом Русско-турецкой войны, вернулся в Россию на службу в Белорусский гусарский полк, принимал участие в нескольких сражениях, был дважды ранен и за храбрость получил орден Святой Анны с бантом и Владимирский крест. После заключения мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

В это время Алексей Степанович еще больше погружается в философские раздумья и научные занятия, в которых огромное место занимают вопросы соотношения и взаимодействия русской и европейской культур. В течение 1830 х годов у мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики назовут «славянофильством», а уже в начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с западниками — Герценым и Грановским. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, Хомяков был на голову выше западников и легко опровергал их схемы.

В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп, а его стихи продолжают быть полны патриотического, гражданского звучания и при этом простой любви к природе, родному краю и просто человеку.

Когда-то, во времена военной службы, его командир сделал запись о 18 летнем воине как о человеке нравственном, духовном, возвышенном, который «..обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом». Опыт жизни ничего не изменил в поэтичном и патриотичном вундеркинде и полиглоте с древней родословной — он продолжал служить Родине и ее людям. И именно поэтому лечил местных крестьян во время холерной эпидемии, рискуя жизнью. Он заразился и умер 23 сентября 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области), был похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.


Стихи О Киеве

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Киев

Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром,
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!

Сладко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон:
«Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?»

— «Я оттуда, где струится
Тихий Дон — краса степей».
— «Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!»

— «Край мой — теплый брег Евксина!»
— «Край мой — брег тех дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан».

— «Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов,
Там страна моя родная!»
— «Мне отчизна — старый Псков».

— «Я от Ладоги холодной».
— «Я синих волн Невы».
— «Я от Камы многоводной».
— «Я от матушки Москвы».

Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.

Знаем мы, в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнце вечного восток.

И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких -
Полк молящихся детей -

Мы вокруг своей святыни
Все с любовью собраны...
Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?

Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.

Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.

Пробудися, Киев, снова!
Падших чад своих зови!
Сладок глас отца родного,
Зов моленья и любви.

И отторженные дети,
Лишь услышат твой призыв,
Разорвав коварства сети,
Знамя чуждое забыв,

Снова, как во время оно,
Успокоиться придут
На твое святое лоно,
В твой родительский приют.

И вокруг знамен отчизны
Потекут они толпой,
К жизни духа, к духу жизни,
Возрожденные тобой!

Две песни

Прелестна песнь полуденной страны!
Она огнем живительным согрета,
Как яркий день безоблачного лета;
Она сладка, как томный свет луны,
Трепещущий на зеркале лагуны;
Все в ней к любви и неге нас манит,
Но не звучат отзывно сердца струны,
И мысль моя в груди безмолвной спит.

Другая песнь! то песнь родного края,
Протяжная, унылая, простая,
Тоски и слез, и горестей полна.
Как много дум взбудила вдруг она
Про нашу степь, про звонкие метели,
Про радости и скорби юных дней,
Про тихие напевы колыбели,
Про отчий дом и кровных, и друзей.

1831

Раскаявшейся России

Не в пьянстве похвальбы безумной,
Не в пьянстве гордости слепой,
Не в буйстве смеха, песни шумной,
Не с звоном чаши круговой;
Но в силу трезвенной смиренья
И обновленной чистоты
На дело грозного служенья
В кровавый бой предстанешь ты.

О Русь моя! как муж разумный,
Сурово совесть допросив,
С душою светлой, многодумной,
Идёт на божеский призыв,
Так, исцелив болезнь порока
Сознаньем, скорбью и стыдом,
Пред миром станешь ты высоко,
В сияньи новом и святом!

Иди! тебя зовут народы!
И, совершив свой бранный пир,
Дай мысли жизнь, дай жизни мир!
Иди! светла твоя дорога:
В душе любовь, в деснице гром,
Грозна, прекрасна, — ангел бога
С огнесверкающим челом!

3 апреля 1854

России

«Гордись! — тебе льстецы сказали. —
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озеры...»
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко кланят взор
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись —
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великой,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществленная мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках алтайских дикарей;
И вся зарылась в груды злата
Царица западных морей.
И что же Рим? и где монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!

И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол творца прияла ты, —
Тебе он дал свое призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный вышнего покров!

Осень 1839