Херасков Михаил Матвеевич

(1733 — 1807)

Он будет забыт, мало переиздаваем и упоминаем разве что в лекциях и учебниках для специальных курсов. О том, что именно традиция русской эпопеи, заложенная Херасковым, заметно влияла на литературу вплоть до начала 1840 х годов, вспоминать будут только узкие специалисты. Так бывает в смену эпох и нравов, когда, например, эпические поэмы уступают место современным и более легким жанрам, а период классицизма в истории русской литературы сменяется сентиментализмом. На этой смене тем и стилей и «потерялись» когда-то приносившие славу поэту большие эпические поэмы («Чесмесский бой», «Владимир Возрождённый», «Бахариана») и дидактические романы («Нума, или Процветающий Рим», «Кадм и Гармония», «Полидор, сын Кадма и Гармонии»).

Но рукописи не горят, и поэтому имя директора (1763–1770) и куратора (1778–1802) Московского университета, основателя Московского университетского пансиона, члена Вольного российского собрания, основателя первых московских театров, издателя литературно-просветительских журналов Михаила Матвеевича Хераскова продолжает оставаться в числе тех, кто стоял у истоков российской словесности и прославлял историю своей страны. Особенно ярко и значительно это проявилось в полномасштабном героическом эпосе — поэме «Россиада» (1778), посвященной взятию Казани русскими войсками Ивана Грозного в 1552 году.

Херасков Михаил Матвеевич

Он будет забыт, мало переиздаваем и упоминаем разве что в лекциях и учебниках для специальных курсов. О том, что именно традиция русской эпопеи, заложенная Херасковым, заметно влияла на литературу вплоть до начала 1840 х годов, вспоминать будут только узкие специалисты. Так бывает в смену эпох и нравов, когда, например, эпические поэмы уступают место современным и более легким жанрам, а период классицизма в истории русской литературы сменяется сентиментализмом. На этой смене тем и стилей и «потерялись» когда-то приносившие славу поэту большие эпические поэмы («Чесмесский бой», «Владимир Возрождённый», «Бахариана») и дидактические романы («Нума, или Процветающий Рим», «Кадм и Гармония», «Полидор, сын Кадма и Гармонии»).

Но рукописи не горят, и поэтому имя директора (1763–1770) и куратора (1778–1802) Московского университета, основателя Московского университетского пансиона, члена Вольного российского собрания, основателя первых московских театров, издателя литературно-просветительских журналов Михаила Матвеевича Хераскова продолжает оставаться в числе тех, кто стоял у истоков российской словесности и прославлял историю своей страны. Особенно ярко и значительно это проявилось в полномасштабном героическом эпосе — поэме «Россиада» (1778), посвященной взятию Казани русскими войсками Ивана Грозного в 1552 году.


О каких местах писал поэт