Свое детство Афанасий провел в деревне Новоселки, что в Орловской губернии, в усадьбе отца, в доме с мезонином и двумя флигелями. Взору мальчика открывались живописные луга, покрытые зеленеющей травой, кроны могучих деревьев, освещенные солнцем, домики с дымящимися трубами и церквушка со звонкими колоколами. Юный Фет вставал в пять утра и в одной пижаме бежал к горничным, дабы те рассказали ему сказку. Занятые прядением служанки старались игнорировать надоедливого Афанасия, но мальчик в конечном счете добивался своего. И что ему после этого какие-то там распри его семейства с биологическим отцом из далекого немецкого Дармштадта, из которого его беременная мать, дочь немецкого бюргера, сбежала с орловским помещиком и по совместительству отставным ротмистром Шеншиным.
Будущий признанный гений литературы учился в немецком частном пансионе в
Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил унтер-офицером в кирасирский Военного ордера полк (штаб его находился в Новогеоргиевске Херсонской губернии), в котором произведен в корнеты, а потом — в штабс-ротмистры. В 1853 году переведен под Петербург в чине поручика, начал часто бывать в Санкт-Петербурге, там встречался с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и другими знаменитыми в то время литераторами.
В 1860 году он купит имение Степановку в Мценском уезде Орловской губернии и следующие 17 лет жизни будет заниматься его развитием — выращивать зерновые культуры, запускать проект конного завода, держать коров и овец, птицу, разводить пчёл и рыбу в нововыкопанном пруду и получать неплохую прибыль. В 1877 году он продал Степановку и купил старинное имение Воробьевку в Курской губернии — барский дом на берегу реки Тускарь, у дома — вековой парк, за рекой — село с пашнями.
Потом, в 1890 году, Фет издал книгу «Мои воспоминания», в которой рассказывает о себе как о помещике. Скончался он в Москве, а похоронен в селе Клейменово Орловской области (родовое имение Шеншиных).
Но итог его долгой жизни, конечно, не в успехах помещичьих будней. Будучи одним из самых утончённых лириков, стремящимся в своем творчестве уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты», Фет сделал содержанием своей поэзии — любовь и природу, подарив читателям тонкость поэтического настроения и большое художественное мастерство. Он умел ненавязчиво разговор о самом важном ограничить прозрачным намёком, и, например, в стихотворении, где нет ни одного глагола, суметь статичным описанием пространства передать само движение времени: «Шёпот, робкое дыханье,трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья..» Время самого Фета продлилось на века в сердцах и душах его соотечественников.