Анненский Иннокентий Федорович

(1855 — 1909)

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.

Анненский Иннокентий Федорович

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.


Стихи О Вологде

О каких местах писал поэт

Ель моя, елинка...

Ель моя, елинка
Вот она — долинка,
Глуше нет угла, —
Ель моя, елинка!
Долго ж ты жила...
Долго ж ты тянулась
К своему оконцу,
Чтоб поближе к солнцу.
Если б ты видала,
Ель моя, елинка,
Старая старинка,
Если б ты видала
В ясные зеркала,
Чем ты только стала!
На твою унылость
Глядя, мне взгрустнулось.
Как ты вся согнулась,
Как ты обносилась.
И куда ж ты тянешь
Сломанные ветки:
Краше ведь не станешь
Молодой соседки,
Старость не пушинка,
Ель моя, елинка...
Бедная... Подруга!
Пусть им солнце с юга,
Молодым побегам...
Нам с тобой, елинка,
Забытье под снегом.
Лучше забытья мы
Не найдем удела,
Буры стали ямы,
Белы стали ямы,
Нам-то что за дело?
Жить-то, жить-то будем
На завидки людям,
И не надо свадьбы.
Только — не желать бы,
Да еще — не помнить,
Да еще — не думать.

30 марта 1906

Лунная ночь в исходе зимы

Мы на полустанке,
Мы забыты ночью,
Тихой лунной ночью,
На лесной полянке...
Бред — или воочью
Мы на полустанке
И забыты ночью?
Далеко зашел ты,
Паровик усталый!
Доски бледно-желты,
Серебристо-желты,
И налип на шпалы
Иней мертво-талый.
Уж туда ль зашел ты,
Паровик усталый?
Тишь-то в лунном свете,
Или только греза
Эти тени, эти
Вздохи паровоза
И, осеребренный
Месяцем жемчужным,
Этот длинный, черный
Сторож станционный
С фонарем ненужным
На тени узорной?
Динь-динь-динь — и мимо,
Мимо грезы этой,
Так невозвратимо,
Так непоправимо
До конца не спетой,
И звенящей где-то
Еле ощутимо.

27 марта 1906