Анненский Иннокентий Федорович

(1855 — 1909)

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.

Анненский Иннокентий Федорович

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.


Стихи О Ялте

О каких местах писал поэт

Ореанда

Ни белой дерзостью палат на высотах
С орлами яркими в узорных воротах,
Ни женской прихотью арабских очертаний
Не мог бы сердца я лелеять неустанней.
Но в пятнах розовых по силуэтам скал
Напрасно я души, своей души искал...
Я с нею встретился в картинном запустеньи
Сгоревшего дворца — где нежное цветенье
Бежит по мрамору разбитых ступеней,
Где в полдень старый сад печальней и темней,
А синие лучи струятся невозбранно
По блеклости панно и забытью фонтана.
Я будто чувствовал, что там ее найду,
С косматым лебедем играющей в пруду,
И что поделимся мы ветхою скамьею
Близ корня дерева, что поднялся змеею,
Дорогой на скалу, где грезит крест литой
Над просветленною страданьем красотой.

1904