Анненский Иннокентий Федорович

(1855 — 1909)

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.

Анненский Иннокентий Федорович

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.


Стихи О Симферополе

О каких местах писал поэт

Тоска белого камня

Камни млеют в истоме,
Люди залиты светом,
Есть ли города летом
Вид постыло-знакомей?

В трафарете готовом
Он — узор на посуде...
И не все ли равно вам:
Камни там или люди?

Сбита в белые камни
Нищетой бледнолицей,
Эта одурь была мне
Колыбелью-темницей.

Коль она не мелькает
Безотрадно и чадно,
Так, давя вас, смыкает,
И уходишь так жадно

В лиловатость отсветов
С высей бледно-безбрежных
На две цепи букетов
Возле плит белоснежных.

Так, устав от узора,
Я мечтой замираю
В белом глянце фарфора
С ободочком по краю.

1904