Анненский Иннокентий Федорович

(1855 — 1909)

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.

Анненский Иннокентий Федорович

Лейтмотив почти всех исследований и работ о творчестве Иннокентия Анненского — это сожаление о том, как недооценено было его творчество при жизни и как мало слышно о нем и в наше время. Высокопоставленный чиновник и известный педагог, самозабвенный переводчик и глубокий, иногда парадоксальный критик, каким видели его фигуру современники, родился в Омске в семье государственного чиновника, через пять лет семья переехала в Петербург. После учебы в школах и гимназиях столицы Иннокентий в 1875 году начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а после окончания учебы долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в разных известных гимназиях, в том числе и в гимназии в Царском Селе. В печати начал выступать с начала 1880-х годов с научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам, а с начала 1890 х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916/17 г. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом. И только уже после смерти его сын издаст новые сборники стихов — "Кипарисовый ларец«в 1910 году и «Посмертные стихи» в 1923 году. Анненский жил в основном в столице, работал в Царском Селе, ездил немного: в Вологодскую область с инспекцией в 1906 году и на лечение в Крым, откуда привез почти целую книгу стихов.

Некоторые литературоведы называют его стихи неповторимыми и отточенными и огорчаются, что поэт этот оказался лишним для современников.

Ну а сам Иннокентий Анненский достойно донес до конца психологический груз безвестности, ничуть не заботясь о налаживании столь, казалось бы, нужных литературных контактов, упорно следуя собственному вкусу и собственной совести и не давая себе поблажки ни в одной строке. Любивший его поэзию Николай Гумилев скажет о поэте — «могуч мощью... человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

Свое с детства больное сердце он заставлял работать на износ, фанатично служа тому, во что верил: поэзии и вечности. И остался в одночасье в этой вечности на ступенях Царского Села, где неожиданно умер от сердечного приступа и где похоронен.


Стихи О Царском селе

О каких местах писал поэт

Л.И. Микулич

Там на портретах строги лица,
И тонок там туман седой,
Великолепье небылицы
Там нежно веет резедой.
Там нимфа с таицкой водой,
Водой, которой не разлиться,
Там стала лебедем Фелица
И бронзой Пушкин молодой.

Там воды зыблются светло
И гордо царствуют березы,
Там были розы, были розы,
Пускай в поток их унесло.
Там всё, что навсегда ушло,
Чтоб навевать сиреням грезы.
..............
Скажите: «Царское Село» —
И улыбнемся мы сквозь слезы.

1907

На воде

То луга ли, скажи, облака ли, вода ль
Околдована желтой луною:
Серебристая гладь, серебристая даль
Надо мной, предо мною, за мною...

Ни о чем не жалеть... Ничего не желать...
Только б маска колдуньи светилась
Да клубком ее сказка катилась
В серебристую даль, на сребристую гладь.

1900

Падение лилий

Уж черной Ночи бледный День
Свой факел отдал, улетая:
Темнеет в небе хлопьев стая,
Но, веселя немую сень,
В камине вьется золотая
Змея, змеей перевитая.
Гляжу в огонь — работать лень:
Пускай по стенам, вырастая,
Дрожа, колеблясь или тая,
За тенью исчезает тень,
А сердцу снится тень иная,
И сердце плачет, вспоминая.
Сейчас последние, светлей
Златисто-розовых углей,
Падут минутные строенья:
С могил далеких и полей
И из серебряных аллей
Услышу мрака дуновенье...
В постель скорее!.. Там теплей,
А ты, волшебница, налей
Мне капель чуткого забвенья,
Чтоб ночью вянущих лилей
Мне ярче слышать со стеблей
Сухой и странный звук паденья.

3 февраля 1901