Андрей Белый

(1880 — 1934)

До определенного года его жизни можно перечислять факты из биографии Бориса Николаевича Бугаева без особого напряжения — родился в центре Москвы, на Арбате, в семье известного математика, декана физико-математического факультета Московского университета, в 1899 году закончил знаменитую московскую гимназию Л.И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. В этом же году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где работает по зоологии беспозвоночных, изучает труды Дарвина, химию. Но в то же время в этот период жизни, как сформулировал сам Борис Николаевич, он «всецело отдается фразе, слогу», пытаясь соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. Почти каждое лето с 1899 по 1908 год живёт в имении отца Серебряный Колодезь Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Новодеревеньковский район Орловской области), творит там, вдохновляется природой и атмосферой покоя и русских просторов. Растет и формируется русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма.

В декабре 1901 года все пока тоже понятно — взявший псевдоним Бугаев становится Андреем Белым и знакомится со «старшими символистами» — Брюсовым, Мережковским и Гиппиус, а осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». В это же время начинается весьма своеобразное знакомство с семьей еще одного символиста — Александра Блока, и с 1904 года эти поэты тесно сотрудничают в созданном журнале «Весы». Совершив в 1911 году ряд неблизких путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину, Андрей Белый начинает вдруг напрягать соотечественников — читает начинающим поэтам лекции о неведомой до этого просодии — учении об ударении из античной грамматики, привозит из очередной поездки безоглядную приверженность религиозно-мистическому учению антропософии, потом в швейцарских пределах участвует в строительстве соответствующего храма — Гётеанума, посещает могилу Фридриха Ницше в деревушке под Лейпцигом и вдруг, неожиданно вернувшись в Россию, успевает после Октябрьской революции провести курс занятий по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей, параллельно с энтузиазмом описывая в своих трудах метод сравнительно-исторического языкознания и разрабатывая тему создания вселенной из звуков.

В 1920 х годах своим поведением он стал удивлять даже сподвижников-поэтов, вовсю демонстрируя изломанное, скоморошеское поведение, «выплясывание» трагедии что на родине, что «в берлинских барах», где он жил в эмиграции с октября 1921 года по ноябрь 1923 года. Все трагедии в результате разрешились в местечке Кучино под Москвой, где поэт умер на руках своей очередной жены. Причем без эпатажа и здесь не обошлось — передавали друг другу, что получилось это все как следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Где тот Коктебель и где то Кучино, но эти детали уже мало кого интересовали, в символично- модернистско-футуристичном мире по определению и тогдашнему разумению могло случиться все, что угодно.

Андрей Белый

До определенного года его жизни можно перечислять факты из биографии Бориса Николаевича Бугаева без особого напряжения — родился в центре Москвы, на Арбате, в семье известного математика, декана физико-математического факультета Московского университета, в 1899 году закончил знаменитую московскую гимназию Л.И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. В этом же году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где работает по зоологии беспозвоночных, изучает труды Дарвина, химию. Но в то же время в этот период жизни, как сформулировал сам Борис Николаевич, он «всецело отдается фразе, слогу», пытаясь соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. Почти каждое лето с 1899 по 1908 год живёт в имении отца Серебряный Колодезь Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Новодеревеньковский район Орловской области), творит там, вдохновляется природой и атмосферой покоя и русских просторов. Растет и формируется русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма.

В декабре 1901 года все пока тоже понятно — взявший псевдоним Бугаев становится Андреем Белым и знакомится со «старшими символистами» — Брюсовым, Мережковским и Гиппиус, а осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». В это же время начинается весьма своеобразное знакомство с семьей еще одного символиста — Александра Блока, и с 1904 года эти поэты тесно сотрудничают в созданном журнале «Весы». Совершив в 1911 году ряд неблизких путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину, Андрей Белый начинает вдруг напрягать соотечественников — читает начинающим поэтам лекции о неведомой до этого просодии — учении об ударении из античной грамматики, привозит из очередной поездки безоглядную приверженность религиозно-мистическому учению антропософии, потом в швейцарских пределах участвует в строительстве соответствующего храма — Гётеанума, посещает могилу Фридриха Ницше в деревушке под Лейпцигом и вдруг, неожиданно вернувшись в Россию, успевает после Октябрьской революции провести курс занятий по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей, параллельно с энтузиазмом описывая в своих трудах метод сравнительно-исторического языкознания и разрабатывая тему создания вселенной из звуков.

В 1920 х годах своим поведением он стал удивлять даже сподвижников-поэтов, вовсю демонстрируя изломанное, скоморошеское поведение, «выплясывание» трагедии что на родине, что «в берлинских барах», где он жил в эмиграции с октября 1921 года по ноябрь 1923 года. Все трагедии в результате разрешились в местечке Кучино под Москвой, где поэт умер на руках своей очередной жены. Причем без эпатажа и здесь не обошлось — передавали друг другу, что получилось это все как следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Где тот Коктебель и где то Кучино, но эти детали уже мало кого интересовали, в символично- модернистско-футуристичном мире по определению и тогдашнему разумению могло случиться все, что угодно.


Стихи О деревне Дедово-Талызино

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Путь

Измерили верные ноги
Пространств разбежавшихся вид.
По твердой, как камень, дороге
Гремит таратайка, гремит.

Звонит колоколец невнятно.
Я болен — я нищ — я ослаб.
Колеблются яркие пятна
Вон там разоравшихся баб.

Меж копен озимого хлеба
На пыльный, оранжевый клен
Слетела из синего неба
Чета ошалелых ворон.

Под кровлю взойти да поспать бы,
Да сутки поспать бы сподряд.
Но в далях деревни, усадьбы
Стеклом искрометным грозят.

Чтоб бранью сухой не встречали,
Жилье огибаю, как трус, —
И дале — и дале — и дале —
Вдоль пыльной дороги влекусь.

1906, Дедово

Из окна вагона

Поезд плачется. В дали родные
Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные.
Пролетаю в поля: умереть.

Пролетаю: так пусто, так голо...
Пролетают — вон там и вон здесь,
Пролетают — за селами села,
Пролетает — за весями весь;

И кабак, и погост, и ребенок,
Засыпающий там у грудей;
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.

Мать-Россия! Тебе мои песни,
О немая, суровая мать!
Здесь и глуше мне дай и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.

Поезд плачется. Дали родные.
Телеграфная тянется сеть —
Там — в пространства твои ледяные —
С буреломом осенним гудеть.

1908

Родина (Те же росы...)

...................................................
Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле — неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля —
Посылает нам крик: «Умирай —

Как и все умирают...» Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: —
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

1908, Москва

Родине

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, —
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины, —
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте, склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слёз —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня
Россия, Россия, Россия —
Мессия грядущего дня!

1917